Задать вопрос эксперту

Виды, характеристики и классификации смазок для двигателей автомашин



Содержание

  1. Продукция минерального происхождения
  2. Синтетические смазочные вещества
  3. Полусинтетики
  4. Стандарт SAE – классификация смазок по их вязкости
  5. Стандарт API – классификация смазок по их качеству
  6. Стандартизация ACEA


Для того чтобы двигатель вашего автомобиля работал надежно и долго, необходимо своевременно менять смесь, предназначенную для его смазки. И тут предельно важно грамотно выбирать данный продукт. Свойства моторных масел зависят, прежде всего, от их состава.

Выбираем масло для двигателя

Выбор моторного масла

По своему происхождению такие материалы делятся на три категории:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические.

Каждый из этих видов имеет свои особенности, что нужно учитывать при подборе масла. Кроме того, все смазочные вещества, выпускаемые на данный момент, классифицируются по нескольким международным стандартам. Эти документы определяют важнейшие характеристики продукции: ее качество, износостойкость, вязкость, морозоустойчивость и пр.


Вернуться к оглавлению

Продукция минерального происхождения

Минеральную разновидность смазочных веществ получают за счет перегонки и дальнейшей очистки нефти. Специалисты называют эти процессы рафинированием и дистилляцией. Подобная продукция содержит множество присадок, вследствие чего она быстро теряет свои положительные качества.

Существуют 3 вида минеральных веществ:

  • нафтеновые;
  • парафиновые;
  • ароматические.

Различаются они по строению углеводородов, которые в них входят. Наиболее подходят для изготовления конечной продукции базовые масла на основе парафинов. Они имеют лучшие характеристики вязкости и устойчивости к низким температурам.

Сера, содержащаяся в нефти, влияет на окислительные качества продукта. Если в сырье ее менее 1%, для двигателя это не имеет значения. Когда серы больше, ее необходимо удалять из нефти. Такой процесс повышает стоимость продукции.

Несмотря на это, минеральные составы остаются самыми дешевыми. Однако они требуют частой замены. Так как качество этой продукции не слишком высокое, ее желательно использовать, когда двигатель не работает в тяжелых условиях.

«Минералку» целесообразно применять на старых авто. Она имеет высокие показатели вязкости. Значит, не будет течь, если в машине изношенные сальники.
Вернуться к содержанию


Вернуться к оглавлению

Синтетические смазочные вещества

Синтетические типы смазок получают, синтезируя определенные химические соединения. Такой метод позволяет добиваться значительного улучшения потребительских характеристик конечного продукта.

Синтетические моторные смазки

Синтетические моторные масла

У синтетических масел есть существенные преимущества:

  • за счет их большой текучести уменьшается трение между деталями мотора, что увеличивает его мощность и снижает расход топлива;
  • благодаря низкой температуре прокачки двигатель исправно работает при зимних температурах;
  • синтетика обладает высокой температурой испарения, иными словами, не чувствительна к нагреву и перегреванию;
  • у такого моторного смазочного состава высокая химическая стабильность, поэтому его характеристики в ходе эксплуатации не изменяются, а значит, срок его службы увеличивается.

Все вышеописанные достоинства обуславливают высокую стоимость синтетики. Поэтому ее лучше всего использовать, если авто эксплуатируется в экстремальных условиях. Например, при высоких или низких температурах, больших нагрузках и пр.
Вернуться к содержанию


Вернуться к оглавлению

Полусинтетики

Компромиссный вариант – полусинтетические масла. Они производятся смешиванием нефтяных и синтетических компонентов. В итоге смазка получается более дешевой, чем полностью синтезированная, и имеет лучшие характеристики, чем минеральная. Использовать такую смесь лучше всего при средних нагрузках и в умеренном климате.
Еще один способ повышения качественности моторного смазочного состава – гидрокрекинг. Суть его – перегруппировка атомов в углеводородах. Это ведет к созданию изомеров.

Минусом данного метода является то, что процесс изомеризации происходит и в обратную сторону. У гидрокрекинговых масел характеристики почти такие же, как и у синтетики. Однако они быстро стареют и теряют свои качества.
Вернуться к содержанию


Вернуться к оглавлению

Стандарт SAE – классификация смазок по их вязкости

Вязкость смесей – одно из основных их свойств. От этой характеристики зависит легкость холодного запуска в зимнее время года. Международный стандарт SAE определяет спецификацию по данному признаку. Различают 3 разновидности моторных смазок по их вязкости: зимние, всесезонные и летние.

  1. Зимние составы маркируют буквой W (англ. «winter», т.е. зима) и цифрой, например: SAE 0W, SAE 15W.
  2. Летние масла обозначаются только цифрой: SAE 20, SAE30 и т.д.
  3. Всесезонные аналоги маркируются совмещением индексов двух предыдущих видов: SAE 10W40, SAE 5W30 и пр.
Вязкость по стандарту SAE

Стандарт вязкости SAE

Зимняя маркировка указывает, до какого минимального значения температуры желательно применять состав. Из индекса минеральных смазок достаточно вычесть число 35. Например, для масел SAE 10W40 нижний уровень температуры равен -25°С.
Вернуться к содержанию


Вернуться к оглавлению

Стандарт API – классификация смазок по их качеству

Классификация American Petroleum Institute – Американского института нефти – выделяет два вида моторных смесей. Это service (S) – для бензиновых двигателей и commercial (С), которые предназначены для дизельных аналогов.

На этикетке указывается обозначение из двух литер. Первая буква, S либо C, определяет тип топлива, вторая – качество смазочного материала. При этом чем дальше буква от начала английского алфавита, тем продукт лучше.

Стандарт API классифицирует производимые на данный момент масла таким образом:

  1. Смазки для бензиновых двигателей: SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004), SN (2010). В скобках обозначено, для моторов какого года выпуска рекомендована данная категория составов.
  2. Для дизельных аналогов выпускают: CD (1955), CD-II и CE (1987), CF-4 (1990), CF и CF-2 (1994), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4 (2002). Числа 2 и 4 означают, что смазка предназначена для двух- или четырехтактных моторов.
  3. Если на этикетке стоят две маркировки, например, SМ/CI-4, значит, продукт универсальный и может использоваться как для бензиновых, так и для дизельных моторов.
  4. Стандарт API использует также маркировки EC1 и EC2. Это обозначение моторного смазочного вещества, которое имеет энергосберегающие качества. Чем число выше, тем больше экономия горючего.


Вернуться к содержанию


Вернуться к оглавлению

Стандартизация ACEA

Ассоциация европейских производителей автомашин (ACEA) была создана в 1996 году. Ее классификация определяет сферы использования масел, а также характеризует их устойчивость к износу. Продукция обозначается латинской литерой А – для бензиновых моторов, для дизельных аналогов предназначены буквы В и Е.Число, следующее за буквой, означает уровень износоустойчивости смазки. Чем оно выше, тем качественней масла. Через тире указывается год, в котором была утверждена либо изменена классификация.

Эмблема ACEA

Ассоциация европейских производителей автомашин

На данный момент ACEA выделяет такие группы смесей:

  • продукты для бензиновых ДВС легковых автомашин, фургонов, микроавтобусов: А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002;
  • аналоги для дизельных движков тех же типов авто: B1-96, B2-9, B3-96, B4-98, В5-2002;
  • смазки для двигателей автопоездов и тяжелых грузовых машин: E1-96, E2-96, E3-96, E4-98, Е4-99, Е5-99.

У каждой последующего вида в линейке полезные свойства моторных масел возрастают. В 2004 году ACEA ввела новую группу смазочных веществ: С. Являясь универсальными, они подходят для применения как в бензиновых, так и в дизельных моторах.

Вернуться к содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *