Какой уровень масла должен быть при замерах на щупе?

Измерение уровня маслаОтметки Max и Min наносятся на каждый измерительный прибор. Они же позволяют определить, какой уровень масла должен быть на щупе для нормальной смазки деталей. Щупами оборудуются двигатели, коробки передач. Принцип измерения полностью идентичен в обоих случаях.

Масло «выгорает» с различной скоростью в зависимости от стиля вождения, характера поездок (город/трасса). Точное знание состояния узлов двигателя избавит владельца от многих неприятностей, поэтому специалисты рекомендуют периодическую диагностику в автосервисах. Разница расхода масла по трассе/городу очевидна:

  • в первом случае авто преодолеет 1 000 км со средней скоростью 100 км/ч, затратив 10 часов;
  • в городском цикле эту же 1 000 км машина пройдет за 40 часов со средней скоростью 25 км/ч.

Таким образом, расход масла в первом случае должен сократиться вчетверо. Однако стандартная малолитражка преодолевает любые расстояния в городском цикле без существенного износа колпачков, колец ввиду незначительных крутящих моментов, мощностей.

При длительном передвижении по автобану снижение уровня масла малолитражки обусловлено увеличением расхода через поршневые кольца, так как двигатель работает в экстремальном режиме, обеспечивая высокую скорость. Важнейшей рекомендацией специалистов является вывод: уровень масла остается без изменений в любом исправном автомобиле при отсутствии ошибок в поршневой системе.

Показания датчика уровня масла

Каждый современный автомобиль оснащен бортовым компьютером. В состав системы диагностики входит датчик уровня масла, увеличивающий комфортность эксплуатации транспортного средства. Однако специалисты единодушны во мнении:

  • промежуточные состояния этой сигнализации крайне недостоверны, зависят от точности прошивки бортовой компьютерной системы;
  • датчик уровня масла с 99% точностью информирует водителя о минимально критичном уровне смазки в картере;
  • при добавлении 1-1,5 л ГСМ датчик масла долгое время показывает нормальное наполнение картера смазочным материалом, что полностью соответствует действительности.

До начала измерения автомобиль должен быть установлен без уклонов. Жидкая смазка, присутствующая в КПП, картере двигателя обладает способностью самонивелирования. Поэтому датчик уровня масла покажет искаженную информацию при расположении транспортного средства под уклоном.

Сигнализация системы о недостатке уровня смазки
Датчик уровня масла сигнализирует о необходимости доливки масла

Последствия неправильного отображения уровня программами различных производителей заключаются в ускоренном износе деталей. Более точные показания датчика наблюдаются при сбросе счетчика на «0». Масло выше нормы приборы этой категории не показывают. Чтобы исключить последствия недостатка смазки в картере, рекомендуется использовать следующую схему:

  • доливка 1 л при соответствующем требовании бортового компьютера (необходим визуальный контроль, чтобы не перелить смазку выше уровня);
  • сброс показаний (средняя скорость + километраж);
  • эксплуатация до следующего требования «Долей литр».

В инструкциях большинства производителей авто допустим расход в пределах 0,7 л/100 км. Однако при этом не учитывается режим движения (трасса/город), выработка ресурса двигателя, качество ГСМ и прочие факторы. Для двигателей форсированных автомобилей расход увеличен по умолчанию до 1,5 л/100 км. При наличии масла в двигателе выше нормы (отметки Max) ресурс также снижается.

Измерение уровня смазки щупом

Щуп является достаточно точным инструментом, позволяющим узнать, сколько масла залито в двигатель. Поэтому традиционно считается, что его показание должно быть точнее датчика, выдающего состояние уровня посредством специальной программы. Однако на практике это утверждение не совсем верно.

Масло в двигателе нагревается до 100-110 °С, его объем расширяется при нагреве, уменьшается после остывания. Специалисты рекомендуют производить замеры до начала поездки, на холодном двигателе с успокоенным естественным образом уровнем масла. Во время работы мотора часть смазки распределяется деталями трения (шестернями) по их поверхности, что влияет на точность показаний.

Масло стекает с них примерно за 5-7 минут после выключения зажигания. Однако этого времени недостаточно для остывания двигателя. Поэтому если не соблюдается техника безопасности, последствия могут быть плачевными для водителя. Работники сервисов, обладающие солидной практикой, рекомендуют учитывать, какой двигатель установлен в авто.

Технологическая ошибка отсутствует в том случае, если все масло успело стечь с пар трения при погружении в него щупа. Уровень масла должен измеряться многократно (3-5 раз), причем замеры должны производиться подряд. Это обеспечит точный контроль наличия необходимого объема масла, избавит от преждевременного капремонта.

Последствия перелива и недолива масла

Если уровень масла в двигателе выше нормы, это чревато неприятностями. Производители тарируют щуп таким образом, чтобы противовесы коленвала не окунались в него при вращении. Высокий уровень масла в двигателе приводит к вспениванию смазки, после этого ни один разработчик не сможет спрогнозировать поведение узлов при работе в газо-масляной среде.

Избыток масла на щупе приводит к забрызгиванию свечей, потере мощности транспортного средства. Залегают маслосъемные кольца — смазка поступает снизу, попадает в цилиндры через карбюратор, оседает в воздушном фильтре. Инжекторный двигатель начинает при переливе работать с перебоями, поскольку ГСМ попадает в регулятор холостого хода.

Высокий уровень чреват выдавливанием сальника коленвала вследствие увеличенного давления. Все это приводит к неоправданным затратам на дополнительный ремонт. Поэтому рекомендуется устранение перелива — стакан вылитого дорогостоящего масла обойдется гораздо дешевле последующего ремонта. Низкий уровень масла — это гарантированный перегрев, повышенный износ пар трения.

Поэтому в современных авто не следует полагаться только на датчик уровня или контролировать состояние уровня зеркала смазки в картере только посредством щупа. Датчик уровня отлично дополняет этот ручной измерительный прибор по следующим причинам:

  • при помощи щупа невозможно контролировать миллиметры (тем более их десятые и сотые доли), что критично для картеров сложных конфигураций;
  • 0,5 л в этом случае будет соответствовать ½ уровня щупа;
  • высокий процент измерений уровня масла вручную достигается при незаведенном либо остывшем в течение 20 минут двигателе.

Добавляя масло при низком уровне, необходимо удостовериться, что вся смазка полностью стекла в картер, то есть обеспечить 5-минутный интервал между добавлением масла и повторным замером щупом.

Инструмент отсасывания смазки
Приспособление для удаления излишков масла

Если уровень масла после доливки излишне высокий, существует несколько способов устранения неполадки:

  • «грязный» — выкручивание нижней сливной пробки на эстакаде/яме после 20-минутного остывания двигателя;
  • дорогой — посещение СТО, где специалисты точно проконтролируют уровень, удалят масло до нормы;
  • «чистый» — владельцу автомобиля потребуется 100 г или 50 г шприц + полимерная трубка, через которую масло вытягивается шприцем через отверстие для установки щупа.

Сохранить удаленный объем масла возможно лишь в последнем случае. При соблюдении указанных рекомендаций владелец обеспечит бесперебойную работу силового агрегата, увеличит ресурс двигателя и его отдельных узлов. Все приведенные способы актуальны как для картера двигателя, так и для КПП механического, автоматического типов.

Ссылка на основную публикацию