О причинах и следствиях возрастающего расхода смазочного материала в моторе авто
Хорошо, если в промежутках между техобслуживаниями доливать смазку в мотор не требуется. Но если у автовладельца слишком быстро уходит масло из двигателя, он начинает задаваться вопросом, почему это происходит и как с этим бороться. Напомним, что смазывающее вещество не способно постоянно оставаться на одном уровне даже при отсутствии протечек в сальниках и прокладках. Смазывание рабочих стенок в цилиндрах и маслосъемных колец на поршнях осуществляется благодаря распылению, при котором масло превращается в пыль.
При этом кольцами не должно поглощаться все вещество, смазывающее стенки цилиндра. Для более эффективного создания компрессии должна оставаться тонкая пленочка. Она обеспечивает защиту деталей, входящих в состав цилиндро-поршневой группы, создавая задиры на стенках гильз. При сжатии топливной смеси в результате подачи искры происходит возгорание и масляная пленка сгорает.
Кроме того, смазка может оказываться в камерах сгорания благодаря выработке между клапанами и их седлами. Со временем направляющие втулки на клапанах могут разбиться, а маслосъемные колпачки – прийти время в негодность. В результате смазка начинает поступать по ним, хотя их задача – воспрепятствовать такому процессу.
В турбированных двигателях смазочная жидкость в случае неисправности сальников ротора может оказаться в турбине. Оттуда она проникает либо в цилиндры с поступающим воздухом, либо в выхлопную систему отработанных газов, где сгорает в катализаторах.
Также определенное участие в процессе сгорания смазки принимает система вентилирования картерных газов, даже при наличии специального маслоотделителя. Вместе с парами масла картерные газы по специальным каналам и трубкам вентиляции попадают во впускной коллектор, откуда перемещаются в камеры сгорания. При высоком износе маслосъемных и поршневых колец возрастает частота проникновения отработанных газов в картер. Чем сильнее засор воздушного фильтра двигателя, тем более интенсивно вентилируются картерные газы.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Возможный расход смазки
Многие автовладельцы опасаются возникновения серьезных проблем, если смазка уходит слишком быстро. Это вполне объяснимо, так как в результате большого расхода масла могут выйти из строя:
- элементы цилиндро-поршневой группы;
- клапаны и их направляющие втулки;
- маслосъемные колпачки;
- сальники ТКР и т.д.
Так каким же должен быть приемлемый объем расходования масла? Некоторые производители автомобилей в инструкциях по эксплуатации указывают значения допустимого расхода смазки, и иногда данные цифры выглядят просто нелепо. Например, может считаться нормальным расходование смазочного вещества от 0,5 до 1 л на тысячу километров пробега, если в машине установлен двигатель объемом два литра или больше.

Причины потерь смазки
На заводе-изготовителе расход масла указывается в процентах от потребления топлива. В соответствии с техническими данными, при различных рабочих объемах и устройствах двигателя это значение может составлять около 0,15-0,9%. Путем несложных подсчетов выясняем, что при потреблении автомобилем 10 литров топлива на 100 км сгорание смазки может составить 0,15-0,9 литра на 1000 км.
Вернуться к оглавлению
Факторы, влияющие на расход смазочной жидкости
Расход масла зависит не только от работы перечисленных выше агрегатов, но и от условий эксплуатации машины. Также на расходование смазки влияет манера вождения. Во время раскручивания двигателя при высоких оборотах, характерного для агрессивного стиля вождения, оксоль сгорает быстрей по двум причинам.
- Масляная пленка на стенках гильз начинает сгорать чаще.
- Повышение оборотов двигателя вызывает уплотнение пленки на стенках, в результате чего сгорает больший объем масла.
На скорость, с которой уходит смазочное вещество, оказывают влияние его качество и уровень вязкости. Главную роль здесь играет вязкость, обозначаемая цифрами после буквы W, от 20 до 50 (в редких случаях – 60). Чем больше цифра, тем выше вязкость масла. Соответственно, возрастает и толщина пленки, образующейся на стенках гильз.

Копоть на клапанах
Температурные пределы во время работы и уровень нагруженности двигателя тоже имеют значение в решении вопроса, куда может тратиться смазочное вещество.
Чем выше температура на стенах цилиндров, тем более интенсивным будет сгорание и расходование смазки.
Поэтому двигатели с турбинами при аналогичных условиях эксплуатации потребляю больше масла, чем обычные моторы.
Масла с меньшей вязкостью интенсивнее испаряются, образуя более тонкую пленку. Она может полностью сгореть, обрекая маслосъемные и поршневые кольца на работу с сухими стенками цилиндров.
На расход масла также влияют неполадки со смесеобразованием и зажиганием. При высоком потреблении кислорода происходит ухудшение работы двигателя. Топливная смесь сгорает не полностью, в результате чего вымываются стенки цилиндров, а остатки горючего уходят в выпускной коллектор. Если смесь богатая, потребление топлива выше, поэтому сгорание происходит медленнее. Это способно вызвать перегревание цилиндров. Благодаря раннему зажиганию увеличивается нагрузка на поршневые кольца, что вызывает их загрязнение и залипание. В результате скопления нагара в пазах кольца просто перестают двигаться.
Вернуться к оглавлению
Уход смазки из-за протечек
Одной из главных причин, по которым смазочное вещество быстро уходит из мотора, является течь. Где же может возникнуть подтекание и что при этом делать? Ответы – перед вами.
- Крышка клапана: требует замены или тщательной обработки герметиком.
- Трамблер – также обрабатывается при помощи герметика.
- Механический бензонасос требует замены прокладок и герметизации.
- Балансирные валы нуждаются в замене.
Чип для проверки уровня масла
- Картер двигателя: для полного устранения протечки нужны демонтаж и выравнивание с последующей качественной обработкой герметиком.
- Передний и задний сальники на распределительном вале обязательно следует заменить.
- Маслодатчики ремонту не подлежат, поэтому единственный вариант – замена.
- Масляный фильтр можно попытаться дожать или поплотнее подтянуть, если не помогло – заменить.
- Прокладки ГБЦ требуют обязательной срочной замены.
- Протекание в нескольких местах одновременно может возникнуть только под высоким давлением, иначе обнаружить его не удастся.
Если у автомобиля проблемы с вентилированием картера, нужно обязательно их устранить. В противном случае обнаружить протечку будет довольно затруднительно.
Вернуться к оглавлению
Повышение расходования из-за горения смазки
Еще одной причиной, по которой повышается расходование смазочного вещества в двигателе, является горение смазки. Оно может происходить в коллекторе или воздушном фильтре при работе системы вентиляции картера. Горение происходит из-за слишком высокого давления в картере. Для устранения этой неисправности следует проверить его поршневую и вентиляционную системы.
В ряде случаев проблема может быть во втулке клапана или маслосъемных колпачках. Для того чтобы это определить, нужно разогнать двигатель до 4000 оборотов в минуту и обратить внимание на цвет и интенсивность выхлопа. Если выхлопные газы стали более насыщенного цвета или даже черными, значит, требуется замена колпачков.

Нередко виновата турбина
Чтобы проверить, уходит ли смазка из мотора, можно выполнить следующие действия:
- в течение небольшого времени поездить с разогретым двигателем;
- остановиться на пару минут;
- резко взять старт.
О наличии проблем с колпачками свидетельствует густое дымное облако, вылетающее во время резкого старта.
Если резкое увеличение расхода масла сопровождается заметным повышением компрессии, а двигатель на больших оборотах начинает дымить, возможно, происходит горения масла через кольца. Иногда причина в том, что кольца залегают из-за нагара. Проблему можно попытаться решить, отмачивая их.
Вернуться к оглавлению
Способы решения проблемы
Примерно зная, куда может исчезать смазка в двигателе, можно рассматривать и основные способы устранения проблемы. В первую очередь следует оценить свою манеру вождения – возможно, достаточно просто использовать более мягкий подход. Далее стоит задуматься о качестве заливаемой смазки и ее вязкости.
В большинство новых двигателей производители рекомендуют заливать масло с вязкостью W30. Для старых моторов лучше использовать вещество, имеющее вязкость W40–W60. В первом случае обеспечивается уход за каталитическим нейтрализатором и сажевым фильтром. Во втором внимание обращается на большой расход смазочной жидкости и недостаточность компрессии.
При эксплуатации автомобиля в российских условиях наиболее разумной будет заливка смазки, имеющей летний показатель вязкости 30 или 40. Такими маслами лучше пользоваться постоянно. При этом следует обращать внимание на рекомендации завода-изготовителя авто.
Более радикальные способы снижения расхода смазочного вещества уже относятся к ремонтным и профилактическим работам. Профессионалы не рекомендуют осуществлять раскоксовывание двигателя с помощью специальных препаратов. Применение таких средств – дело рискованное, поскольку они могут помочь только на начальном этапе залегания поршневых колец. Но для того чтобы выяснить состояние двигателя в данный момент, следует разобрать его.
Следующий этап – замена маслосъемных колпачков, которые расположены на впускных и выпускных клапанах. Это наиболее простая и дешевая процедура, но помочь она может только при износе рабочих манжет и затвердении материала колпачков. Если же износился шток направляющих втулок и клапанов, потребуется снятие головки блока цилиндров и замена втулки и клапана.
Сняв головку, можно также провести осмотр цилиндров. Наличие выработки и задиров на их стенках в тех местах, где расположена верхняя мертвая точка движения поршня, свидетельствует о необходимости капитального ремонта мотора. Если же двигатель оснащен турбиной, нужно выяснять, не является ли виновником большого расходования смазочной жидкости турбокомпрессор.
Перебирание или замена двигателя – отдельный разговор. Тем более что для некоторых моторов капитальный ремонт, включая замену неисправных деталей и расточку блока цилиндров, заводом-изготовителем не предусмотрен. При этом следует оценить все плюсы и минусы, а также прикинуть сумму расходов на восстановление двигателя или его замену.