Задать вопрос эксперту

О причинах и следствиях возрастающего расхода смазочного материала в моторе авто

Если смазка утекает

Выясните причину потери смазки

Хорошо, если в промежутках между техобслуживаниями доливать смазку в мотор не требуется. Но если у автовладельца слишком быстро уходит масло из двигателя, он начинает задаваться вопросом, почему это происходит и как с этим бороться. Напомним, что смазывающее вещество не способно постоянно оставаться на одном уровне даже при отсутствии протечек в сальниках и прокладках. Смазывание рабочих стенок в цилиндрах и маслосъемных колец на поршнях осуществляется благодаря распылению, при котором масло превращается в пыль.

При этом кольцами не должно поглощаться все вещество, смазывающее стенки цилиндра. Для более эффективного создания компрессии должна оставаться тонкая пленочка. Она обеспечивает защиту деталей, входящих в состав цилиндро-поршневой группы, создавая задиры на стенках гильз. При сжатии топливной смеси в результате подачи искры происходит возгорание и масляная пленка сгорает.

Кроме того, смазка может оказываться в камерах сгорания благодаря выработке между клапанами и их седлами. Со временем направляющие втулки на клапанах могут разбиться, а маслосъемные колпачки – прийти время в негодность. В результате смазка начинает поступать по ним, хотя их задача – воспрепятствовать такому процессу.

В турбированных двигателях смазочная жидкость в случае неисправности сальников ротора может оказаться в турбине. Оттуда она проникает либо в цилиндры с поступающим воздухом, либо в выхлопную систему отработанных газов, где сгорает в катализаторах.

Также определенное участие в процессе сгорания смазки принимает система вентилирования картерных газов, даже при наличии специального маслоотделителя. Вместе с парами масла картерные газы по специальным каналам и трубкам вентиляции попадают во впускной коллектор, откуда перемещаются в камеры сгорания. При высоком износе маслосъемных и поршневых колец возрастает частота проникновения отработанных газов в картер. Чем сильнее засор воздушного фильтра двигателя, тем более интенсивно вентилируются картерные газы.


Вернуться к оглавлению

Возможный расход смазки

Многие автовладельцы опасаются возникновения серьезных проблем, если смазка уходит слишком быстро. Это вполне объяснимо, так как в результате большого расхода масла могут выйти из строя:

  • элементы цилиндро-поршневой группы;
  • клапаны и их направляющие втулки;
  • маслосъемные колпачки;
  • сальники ТКР и т.д.

Так каким же должен быть приемлемый объем расходования масла? Некоторые производители автомобилей в инструкциях по эксплуатации указывают значения допустимого расхода смазки, и иногда данные цифры выглядят просто нелепо. Например, может считаться нормальным расходование смазочного вещества от 0,5 до 1 л на тысячу километров пробега, если в машине установлен двигатель объемом два литра или больше.

Возможные причины потерь смазки

Причины потерь смазки

На заводе-изготовителе расход масла указывается в процентах от потребления топлива. В соответствии с техническими данными, при различных рабочих объемах и устройствах двигателя это значение может составлять около 0,15-0,9%. Путем несложных подсчетов выясняем, что при потреблении автомобилем 10 литров топлива на 100 км сгорание смазки может составить 0,15-0,9 литра на 1000 км.


Вернуться к оглавлению

Факторы, влияющие на расход смазочной жидкости

Расход масла зависит не только от работы перечисленных выше агрегатов, но и от условий эксплуатации машины. Также на расходование смазки влияет манера вождения. Во время раскручивания двигателя при высоких оборотах, характерного для агрессивного стиля вождения, оксоль сгорает быстрей по двум причинам.

  1. Масляная пленка на стенках гильз начинает сгорать чаще.
  2. Повышение оборотов двигателя вызывает уплотнение пленки на стенках, в результате чего сгорает больший объем масла.

На скорость, с которой уходит смазочное вещество, оказывают влияние его качество и уровень вязкости. Главную роль здесь играет вязкость, обозначаемая цифрами после буквы W, от 20 до 50 (в редких случаях – 60). Чем больше цифра, тем выше вязкость масла. Соответственно, возрастает и толщина пленки, образующейся на стенках гильз.

Осадок на клапанах

Копоть на клапанах

Температурные пределы во время работы и уровень нагруженности двигателя тоже имеют значение в решении вопроса, куда может тратиться смазочное вещество.

Чем выше температура на стенах цилиндров, тем более интенсивным будет сгорание и расходование смазки.

Поэтому двигатели с турбинами при аналогичных условиях эксплуатации потребляю больше масла, чем обычные моторы.

Масла с меньшей вязкостью интенсивнее испаряются, образуя более тонкую пленку. Она может полностью сгореть, обрекая маслосъемные и поршневые кольца на работу с сухими стенками цилиндров.

На расход масла также влияют неполадки со смесеобразованием и зажиганием. При высоком потреблении кислорода происходит ухудшение работы двигателя. Топливная смесь сгорает не полностью, в результате чего вымываются стенки цилиндров, а остатки горючего уходят в выпускной коллектор. Если смесь богатая, потребление топлива выше, поэтому сгорание происходит медленнее. Это способно вызвать перегревание цилиндров. Благодаря раннему зажиганию увеличивается нагрузка на поршневые кольца, что вызывает их загрязнение и залипание. В результате скопления нагара в пазах кольца просто перестают двигаться.


Вернуться к оглавлению

Уход смазки из-за протечек

Одной из главных причин, по которым смазочное вещество быстро уходит из мотора, является течь. Где же может возникнуть подтекание и что при этом делать? Ответы – перед вами.

  • Крышка клапана: требует замены или тщательной обработки герметиком.
  • Трамблер – также обрабатывается при помощи герметика.
  • Механический бензонасос требует замены прокладок и герметизации.
  • Балансирные валы нуждаются в замене.

    Им проверяют уровень масла

    Чип для проверки уровня масла

  • Картер двигателя: для полного устранения протечки нужны демонтаж и выравнивание с последующей качественной обработкой герметиком.
  • Передний и задний сальники на распределительном вале обязательно следует заменить.
  • Маслодатчики ремонту не подлежат, поэтому единственный вариант – замена.
  • Масляный фильтр можно попытаться дожать или поплотнее подтянуть, если не помогло – заменить.
  • Прокладки ГБЦ требуют обязательной срочной замены.
  • Протекание в нескольких местах одновременно может возникнуть только под высоким давлением, иначе обнаружить его не удастся.

Если у автомобиля проблемы с вентилированием картера, нужно обязательно их устранить. В противном случае обнаружить протечку будет довольно затруднительно.


Вернуться к оглавлению

Повышение расходования из-за горения смазки

Еще одной причиной, по которой повышается расходование смазочного вещества в двигателе, является горение смазки. Оно может происходить в коллекторе или воздушном фильтре при работе системы вентиляции картера. Горение происходит из-за слишком высокого давления в картере. Для устранения этой неисправности следует проверить его поршневую и вентиляционную системы.

В ряде случаев проблема может быть во втулке клапана или маслосъемных колпачках. Для того чтобы это определить, нужно разогнать двигатель до 4000 оборотов в минуту и обратить внимание на цвет и интенсивность выхлопа. Если выхлопные газы стали более насыщенного цвета или даже черными, значит, требуется замена колпачков.

Турбина

Нередко виновата турбина

Чтобы проверить, уходит ли смазка из мотора, можно выполнить следующие действия:

  • в течение небольшого времени поездить с разогретым двигателем;
  • остановиться на пару минут;
  • резко взять старт.

О наличии проблем с колпачками свидетельствует густое дымное облако, вылетающее во время резкого старта.

Если резкое увеличение расхода масла сопровождается заметным повышением компрессии, а двигатель на больших оборотах начинает дымить, возможно, происходит горения масла через кольца. Иногда причина в том, что кольца залегают из-за нагара. Проблему можно попытаться решить, отмачивая их.


Вернуться к оглавлению

Способы решения проблемы

Примерно зная, куда может исчезать смазка в двигателе, можно рассматривать и основные способы устранения проблемы. В первую очередь следует оценить свою манеру вождения – возможно, достаточно просто использовать более мягкий подход. Далее стоит задуматься о качестве заливаемой смазки и ее вязкости.

В большинство новых двигателей производители рекомендуют заливать масло с вязкостью W30. Для старых моторов лучше использовать вещество, имеющее вязкость W40–W60. В первом случае обеспечивается уход за каталитическим нейтрализатором и сажевым фильтром. Во втором внимание обращается на большой расход смазочной жидкости и недостаточность компрессии.

При эксплуатации автомобиля в российских условиях наиболее разумной будет заливка смазки, имеющей летний показатель вязкости 30 или 40. Такими маслами лучше пользоваться постоянно. При этом следует обращать внимание на рекомендации завода-изготовителя авто.

Более радикальные способы снижения расхода смазочного вещества уже относятся к ремонтным и профилактическим работам. Профессионалы не рекомендуют осуществлять раскоксовывание двигателя с помощью специальных препаратов. Применение таких средств – дело рискованное, поскольку они могут помочь только на начальном этапе залегания поршневых колец. Но для того чтобы выяснить состояние двигателя в данный момент, следует разобрать его.

Следующий этап – замена маслосъемных колпачков, которые расположены на впускных и выпускных клапанах. Это наиболее простая и дешевая процедура, но помочь она может только при износе рабочих манжет и затвердении материала колпачков. Если же износился шток направляющих втулок и клапанов, потребуется снятие головки блока цилиндров и замена втулки и клапана.

Сняв головку, можно также провести осмотр цилиндров. Наличие выработки и задиров на их стенках в тех местах, где расположена верхняя мертвая точка движения поршня, свидетельствует о необходимости капитального ремонта мотора. Если же двигатель оснащен турбиной, нужно выяснять, не является ли виновником большого расходования смазочной жидкости турбокомпрессор.

Перебирание или замена двигателя – отдельный разговор. Тем более что для некоторых моторов капитальный ремонт, включая замену неисправных деталей и расточку блока цилиндров, заводом-изготовителем не предусмотрен. При этом следует оценить все плюсы и минусы, а также прикинуть сумму расходов на восстановление двигателя или его замену.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *