Можно ли смешать в моторе синтетику и полусинтетику?

Смешивание автомобильных маселПри эксплуатации автомобиля вопрос о том, можно ли смешать синтетику и полусинтетику, возникает довольно часто. Особенно эта проблема актуальна в дороге, когда приобрести смазочный материал нужной марки нет возможности. Поэтому нередко возникает желание смешать эти 2 типа моторных масел. Однако, прежде чем это сделать, необходимо разобраться в отличиях и особенностях смазок.

Синтетические и полусинтетические масла

Синтетика — это искусственный продукт, получаемый из нефти при ее глубокой переработке или из природного газа путем молекулярного синтеза. Синтетика справедливо считается совершенным типом смазок. Чтобы создать подобный продукт, на производстве применяют сложные виды органического синтеза, проводят десятки химических реакций.

Молекулярная форма синтетики такова, что масло практически не окисляется и не взаимодействует с деталями двигателя (например, с резиновыми сальниками). Еще один плюс — наличие множества присадок, способных повысить компрессию в моторе, понизить общий расход топлива и облегчить пуск при низких температурах.

Есть и отрицательные стороны: в первую очередь это достаточно высокая стоимость. Другой минус заключается в несколько повышенном, по сравнению с другими типами масел (полусинтетикой или минеральным маслом), угаре. Из-за этого лить в изношенный мотор синтетику не имеет смысла: в этом случае эксплуатация авто обойдется слишком дорого.

В полусинтетический тип продукта входят составные «части» как синтетической смазки, так и минеральной. То есть полусинтетику иногда называют своеобразной смесью двух типов продукта. При этом стоит отметить, что каких-то жестких регламентов, определяющих процентное соотношение «минералки» и синтетики, нет. Каждый производитель это определяет самостоятельно. В среднем доля синтетики составляет от 40 до 50 %, минерального продукта — от 50 до 60 %.

Смешивание смазочных материалов для мотора
Не рекомендуется смешивать смазки разного типа ввиду различий их технических параметров

У полусинтетических смазочных материалов, если сравнивать с синтетикой, хуже вязкость, выше процент окисления, ниже уровень присадок. Зимой двигатель, заправленный полусинтетикой, пустить сложнее, масло придется заменять чаще. Однако стоимость такого продукта примерно в 2 раза меньше. При эксплуатации полусинтетика обладает большей стабильностью, что выражается в меньшей угарности.

Полусинтетику предпочтительнее использовать, если автомобиль имеет солидный пробег и не эксплуатируется при низких температурах. Также такое масло хорошо подходит для дизельных моторов и сильно форсированных бензиновых двигателей. Ниже обобщены основные различия полусинтетических и синтетических смазочных материалов.

  1. Синтетика не так критична к низкой температуре и перегреву, как полусинтетика.
  2. Синтетику менять нужно реже, детали двигателя она защищает лучше.
  3. У синтетики лучшая текучесть, она имеет более высокую проникающую способность, что позволяет снизить потери на трение, увеличив мощность и снизив расход топлива.
  4. Полусинтетика хорошо себя показывает в дизельных и форсированных двигателях.

Что происходит при смешивании разных типов масел?

Прежде чем выяснить, можно ли мешать разные типы масел, необходимо рассмотреть, что происходит, когда приходится смешивать синтетику с двумя другими типами масел. Основы, на базе которых производители изготавливают полусинтетику и синтетику, имеют разную природу: то же самое относится и к добавляемым в продукт присадкам. Поэтому различные компоненты двух типов материала могут просто «отказаться» взаимодействовать друг с другом.

В результате в двигателе начнут образовываться шлаки, отложения, что в итоге приведет к его поломке или резкому снижению ресурса (срока службы). Особенно серьезно ухудшает характеристики смазывающего материала (если смешать синтетику и полусинтетику) реакция разных добавок, которые могут иметь неодинаковую химическую природу (органическую и неорганическую).

Например, в «минералке», а также в некоторых типах полусинтетики, имеются присадки, которые добавляют для придания смазочному продукту стабильности. Но это качество совершенно не требуется синтетическому продукту, который сам по себе стабилен. Поэтому на вопрос о том, можно ли смешивать разные типы масел, стоит ответить отрицательно.

Что делать при экстренном доливе масла в пути? У многих автолюбителей существует распространенное заблуждение: если использовать масло одного и того же производителя, то различные масла можно смешивать (имеется в виду, что изготовитель предусмотрел такую возможность). Однако на деле это совсем не так: ни на одной упаковке вы не найдете утверждение, что данный продукт можно перемешивать с каким-либо другим без печальных для двигателя последствий. Официальных сообщений на такую тему у производителя вы не найдете.

Если в пути нужного масла не оказалось, то в синтетику в крайнем случае можно добавить полусинтетический продукт (или наоборот). Но в этом случае по прибытии на место стоянки придется всю смесь слить (чем раньше, тем лучше), промыть двигатель, используя промывочное масло и залить однородный смазочный материал.

Как промыть двигатель?

Стоит сразу отметить: если в новый двигатель постоянно заливается синтетическое масло, то при его замене использовать промывочные материалы не стоит. В промывочном составе тоже имеются свои присадки. После того как масло для промывки оказалось в вашем двигателе, начнут происходить реакции сначала со старым маслом, потом с новым (полностью удалить старое и промывочное масла из мотора невозможно: около 10 все равно останется).

Процесс удаления старого моторного масла
Производить слив рекомендуется после прогрева смазки

О замене речь идет, когда необходимо поменять старое масло. Например, если вы в пути к синтетике добавили полусинтетику (либо наоборот). Чтобы заменить масло в двигателе, необходимо:

  • прогреть мотор и слить старое масло, дав автомобилю отстояться как минимум 15 минут;
  • заменить фильтр, залить промывочное масло;
  • пустить двигатель, дав ему поработать на холостых оборотах в течение времени, указанного в инструкции;
  • слить «промывку», заменить фильтр и залить новый смазочный материал.

Операцию с промывочным маслом желательно проводить несколько раз (до тех пор, пока из двигателя не будет сливаться чистый промывочный состав). Количество промывок зависит от финансовых возможностей: не исключено, что придется покупать до 20 л промывочного состава и несколько фильтров.

Как выбирать синтетику и полусинтетику?

Когда-то у отечественных производителей на первом месте по популярности стояло минеральное масло. Однако сегодня оно стало сдавать свои позиции полусинтетике. По последним статистическим данным, моторные масла по распространенности распределяются следующим образом:

  • «минералка» находится на 2-м месте (примерно 25 %);
  • полусинтетика лидирует (60 %);
  • синтетика занимает 3-е место (15 %).

Однако возросший спрос на более качественные моторные масла инициировал появление на рынке суррогатов: речь идет о смазочном материале, относящемся к категории гидрокрекинговых масел. Это продукт, подверженный глубокой химической переработке, приведшей к изменению молекулярной структуры. Однако по общему составу такой материал лишь частично обладает свойствами, присущими синтетике: на деле гидрокрекинговое масло быстрее стареет и более чувствительно к изменениям температуры.

Не очень гладко обстоит дело с полусинтетикой: масло таковым считается, если синтетическая составляющая в нем имеет 50 %. На деле многие производители добавляют в состав 25-30 % синтетики: в результате продукт становится не полусинтетическим, а «четвертьсинтетическим». Избежать подобной покупки можно, если приобретать продукцию известных компаний.

При замене лучше всего использовать масло одного и того же производителя.

Ссылка на основную публикацию