Куда девать смазку после слива?

Непригодная смазка
После замены смазки

Для улучшения работы и увеличения срока службы различных механизмов и их узлов используют техническое масло. В процессе эксплуатации устройств, под воздействием высокой температуры, давления, из-за контакта с кислородом, насыщения продуктами износа это вещество теряет свои технические характеристики, свойства его ухудшаются. В результате смазка переходит в состояние, которое называют «отработка».

Отработанное масло обычно имеет повышенную кислотность и высокую концентрацию механических примесей, в нем образуется осадок. Это делает отработку непригодной к дальнейшему использованию, так как повышает износ деталей, снижает надежность работы устройства, сокращает срок его службы.

Преждевременная замена отработанных смазок также нецелесообразна. И не только из соображений экономии. Отработанные масла, не достигшие критического состояния, содержат определенные смолистые вещества, повышающие смазочную способность. Они оказывают благоприятное воздействие на процесс приработки деталей, в особенности на начальной стадии эксплуатации. Именно поэтому заводы-изготовители рекомендуют первую замену отработанных нефтепродуктов делать после окончания цикла обкатки двигателя.

Срок службы смазочных материалов

В зависимости от условий эксплуатации, режимов работы срок службы технического масла может варьироваться. Пробег транспортного средства и срок службы технического устройства между заменами смазки указывается в руководстве по эксплуатации. Самостоятельно увеличивать данные сроки нежелательно, поскольку они устанавливаются производителем по результатам научных исследований, использования опытных и первых серийных образцов, проведения различных тестов.

При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, например, если вы ездите по бездорожью, необходимо периодически проверять состояние оксоли, корректировать сроки замены отработанного автомобильного или технического масла.

По завершении срока эксплуатации отработка сливается и перед потребителями встает вопрос, куда ее девать. Утилизация отработанных нефтепродуктов – одна из основных проблем для всевозможных организаций, эксплуатирующих различную технику. Соответственно, отработка масла скапливается у них в больших количествах.

Оптимальным вариантом будет сбор такой смазки и ее передача в специальные компании, которыми осуществляются переработка и утилизация отработки масла. Никаких подготовительных работ проводить не требуется. Единственное условие – наличие оборудованного места и емкости, где должна храниться отработка.

Виды отработанных смазок

Отработка трансформаторного масла характеризуется низкой вязкостью и высокой чистотой. Утилизация его – процесс несложный, оно легко поддается переработке, поэтому весьма популярно на отечественном рынке.

Масла индустриальные имеют малую и среднюю вязкость. Их до отправки в переработку надлежит хранить в специально предназначенных для этого резервуарах.

Отработанные автомобильные масла подразделяются на дизельное, бензиновое и универсальное. Владельцы транспортных средств могут сдавать такую смазку в пункты приема, имеющиеся на сегодняшний день практически во всех областных центрах нашей страны.

Отработка компрессорных масел делится на три вида: для холодильных компрессоров, ротационных и поршневых компрессоров, турбокомпрессорных машин.

Утилизация отработки

Складированик старой смазки
Старая смазка на складе

Отработанные автомобильные смазки загрязняют окружающую среду даже больше, чем потери и аварийные сбросы нефти при добыче, переработке и транспортировке. Поэтому их утилизация имеет огромное значение. Переработкой таких масел занимается множество компаний.

Применяются технические оксоли и в быту, и в промышленности. Ими смазывают различные механизмы, они используются как рабочие жидкости в гидросистемах, для охлаждения и изоляции электросилового оборудования. Больше всего востребованы нефтепродукты с различными присадками (загущающими, антикоррозийными, противоокислительными и т.п.) и добавлением растительных жиров.

При использовании нефтехимические продукты подвергаются воздействию окружающих факторов (температуры, воздуха), вступают во взаимодействие с металлом. Это постепенно изменяет свойства смазки: она загрязняется, окисляется, обугливается, разжижается и т.д. Качество продукта ухудшается, поэтому требуется его утилизация и замена свежим.

Виды утилизации

При утилизации технической или автомобильной смазки возникает организационная проблема – сбор отработки масла. Собранный материал имеет много посторонних включений, а выделение из него компонентов для производства нового продукта требует сложных, затратных технологий.

  1. Термический крекинг. В этом процессе отработка масла преобразуется в топливо, которое можно применять для отопления. При этом горючего получается много, а отходов относительно мало. Образующийся в процессе переработки кокс периодически удаляют из котла крекинга.Преимущества технологии:
    • простота процесса;
    • низкие требования к качеству сырья;
    • экобезопасность и малоотходность;
    • высокий выход товарного продукта;
    • полная автоматизация и компактность производства;
    • минимальные финансовые вложения.

      Тут происходит регенерация смазки
      Оборудование для регенерации смазки
  2. Регенерация на ходу. Утилизация моторного масла может проводиться непосредственно при его эксплуатации. Для этого в смазочную систему вводится специальный трибохимический восстановитель. В результате образуются моюще-диспергирующие и антидепрессорные присадки. Так смазочный материал восстанавливает и стабилизирует присущие ему физико-химические свойства, получает модификаторы трения, обеспечивающие образование противокоррозионных, противоизносных и антифрикционных покрытий на трущихся и внутренних поверхностях деталей механизмов.
  3. Выращивание биомассы. Отработка любого масла может быть утилизирована при помощи биологических методов, посредством которых получают серию ценных биопрепаратов и физиологически активных соединений. Утилизация основана на методе выращивания микробной биомассы с использованием отработанных нефтепродуктов, являющихся источниками органического углерода. В результате биотрансформации образуется масса, имеющая широкий спектр использования:
    • для очистки окружающей среды от загрязнения нефтью, другими экотоксинами;
    • как дешевое вторичное химическое сырье для получения ценных физиологически активных соединений (протеинов, ферментов, аминокислот, липидов, витаминов, лекарственных препаратов).

Таким образом, утилизация отработки масла имеет множество решений. При этом не только уменьшается количество вредных выбросов. Повторное использование отработки позволяет извлечь дополнительную прибыль.

Ссылка на основную публикацию