Задать вопрос эксперту

Загущающие добавки в моторное масло: зачем они нужны?


Содержание

  1. Наиболее распространенные присадки для моторного масла
  2. Стоит ли использовать подобные присадки
  3. «Алхимия»

Загущающие добавки

Вязкостно-загущающие присадки в масло

В смазочных материалах, предназначенных для обеспечения меньшего трения между металлическими поверхностями деталей, используют специальные химические добавки, повышающие показатель вязкости. Именно такие вещества и являют собой вязкостные или загущающие присадки в моторное масло.

В качестве подобных химических соединений, способствующих повышению вязкости, используется ряд современных, растворяющихся в моторной жидкости средств. К таким относятся в основном сополимеры, полимеры и некоторые кислородосодержащие соединения: винипол, полиизобутилены, эфиры метилметакриловой и метакриловой кислот (два первых производятся и в России).

Долитые или досыпанные в смазку, эти вещества действуют по следующему принципу: форма их макромолекул подвергается быстрому изменению. Так, пока они свернуты в так называемые микроклубки, они не оказывают воздействия на структуру и характеристики смазки, но при их распрямлении моторный олеонафт становится более вязким по сравнению со своим прежним состоянием.


Вернуться к оглавлению

Наиболее распространенные присадки для моторного масла

  • Сонакс загущающая присадка

    Вязкостная присадка Sonax

    Полиизобутилен. Его низкомолекулярный вариант П-20, представляет собой липкую массу, имеющую низкую текучесть. Применяется он как загуститель для минеральных масел с рабочей температурой в 60-80°С;

  • Винипол. Это очень вязкая светло-желтая масса, растворяющаяся в моторных смазках в любом количестве, посредством простого перемешивания даже на морозе. Ввинипол-1 и ВБ-2 присадки подходят исключительно для олеонафтов, применяющихся в гидросистемах;
  • Паратон. Распространен в основном в США. Его вязкость при 98.9°С равна 735 сст. Добавляется в масла в соотношении 1:5;
  • Полиметакрилаты. Улучшают не только температурно-вязкостные показатели масла, но также снижаю температуру, при которой смазки густеют;
  • Вольтоли. Вещества, получаемые синтетическим путем из парафинов, животных и растительных жиров, поддающихся воздействию высокочастотных электрических разрядов в водородной атмосфере. Их сгущающая способность менее эффективна, нежели у полиизобутиленов, вдобавок вольтоли никак не влияют на содержание кокса и золы в смазочном материале, не меняют оттенок его цвета, но понижают температуру застывания;
  • Суперола. В несколько раз повышает вязкость гликолиевых эфиров, используемых в качестве синтетических моторных масел;
  • Паратак. Английская присадка — липкая, светлая, вязкая и практически прозрачная смесь. При доливе в смазочную жидкость образует клейкую маслянистую пленку между трущимися поверхностями металлических механизмов.


Вернуться к содержанию


Вернуться к оглавлению

Стоит ли использовать подобные присадки

Однозначно, да. Во-первых, для того чтобы предотвратить разжижение смазывающего материала, а во-вторых, чтобы при необходимости превратить смазывающую жидкость из обыкновенной во всесезонную.

К примеру, автомобильная смазка, предназначенная специально для использования в холодное время года, способна сохранить практически все свои наилучшие свойства при достаточно низких температурах, в том числе и нормальную вязкость. При таких условиях двигатель чаще всего запускается просто со стартера. Тем не менее, летом температура воздуха существенно отличается от зимней, так что, смазка, находящееся в картере, прогревается вплоть до 100°С, а временами и того выше. Тогда, вязкость масла снижается и ее уровень падает ниже необходимого минимума. В итоге, обеспечить должную защиту деталей от трения и износа не удается.

Противоположная ситуация со смазками для летней эксплуатации: уровень их вязкости отвечает достаточно высоким показателям, чтобы обеспечить качественное смазывание деталей в жаркие дни, а вот зимой такие масла быстро густеют, из-за чего усложняется процесс их проникновения в узкое пространство между трущимися парами поверхностей. Их вязкость становится настолько большой, что густые жидкости становятся похожим на желе, в результате, это может стать причиной поломки в фильтрах.

Загущающие присадки содержатся в маслах

Во всесезонных маслах содержатся загущающие полимерные присадки

А вот у масел, в составе которых находится загущающая присадка, отношения масла с температурой более щадящие. Естественно, с суждениями о пользе применения этих добавок можно поспорить, дескать, а всесезонные масла не пробовали использовать? Конечно, подобные смазки разработаны по специальным технологиям, которые позволяют им иметь хорошие эксплуатационные характеристики в любое время года. Однако большинство производителей изначально смешивают такие масла с соответствующими присадками. По сути, всесезонное масло является ничем иным, как коллоидным раствором многофункциональных присадок в базовом варианте синтетического или нефтяного масел.

Следует подчеркнуть, что положительным свойством добавок-загустителей является и то, что их нахождение в масле не вызывает повышения осадочных образований и не влияет на рост коксового числа.

Вернуться к содержанию


Вернуться к оглавлению

«Алхимия»

В зависимости от того, какое количество загущающей присадки добавляется в смазочную жидкость, можно превратить одну смазку в другую, за счет изменения индекса её вязкости. К примеру, если взять зимний вариант SAE OW, то, при различных дозировках долива присадки, можно получить смазывающие жидкости с вязкостью OW-30 и значительно выше. Главное условие «трансформации» — не забывать о том, что, чем выше показатель вязкости у изначального продукта, тем меньше превращающего вещества в него следует добавлять. Смешивая моторное масло Shell XHVI, синтетическую жидксть с вязкостью около 140-а, с присадкой, главное — не переборщить, иначе оно получится слишком густым.

Загущающая присадка в действии

Принцип действия вязкостно-загущающих присадок

С помощью полиизобутиленовых присадок можно превратить минеральное масло в автол, а его, в свою очередь, в авиамасло. Вдобавок, если добавить эту штуку в одно из индустриальных типов масла, то можно получить аналог, который будет застывать при очень холодных температурах. В общем, загущающая способность таких присадок зависит от однородности состава их молекул.

В народе мнения о необходимости применения присадок резко расходятся. Однако это почти не касается вязкостно-загустительных вариантов, так как химические свойства любого подобного вещества из известных, созданных специально для доливания в моторное масло, не представляют опасности ни для синтетических, ни для нефтяных масел. К тому же, их воздействие на детали двигателя вполне благотворное. Другое дело – эффективность таких присадок. Польза от них проявляется в разной степени, что зависит от самой присадки, её состава и прежнего вязкостного индекса масла.
Вернуться к содержанию