Задать вопрос эксперту

Какое масло лучше заливать в компрессор?

Автомобильный компрессорКакое масло заливать в компрессор для его нормального функционирования? Этот вопрос становится особенно актуальным с приходом морозов, когда каждый элемент автомобильной системы испытывает дополнительную нагрузку. Воздушный компрессор — не исключение. Он является ключевым компонентом кондиционирования и за ним нужен особый уход.

Основное назначение масла — снижение трения активных элементов компрессора, что продлевает период работы его деталей. Таким образом, выбор типа масла, степени его вязкости, способа заливки играют важную роль для системы воздушного кондиционирования автомобиля.


Вернуться к оглавлению

Определение типа компрессорного масла

Правила эксплуатации компрессора установлены в технической документации, которая прилагается к каждой модели. В ней содержится основная информация, регламентирующая тип масла, а также нужное его количество. Если такой памятки нет, можно воспользоваться общими правилами, предназначенными для большинства типов масел. К ним относятся.

  1. КТС с охлаждающим веществом R12 – применяется компрессорное масло на минеральной основе. Такое оборудование установлено на моделях, выпущенных до 1993 года. Этот элемент имеет повышенную текучесть и специфический запах. Он заполняет всю рабочую полость компрессора, снижая износ активных деталей.
  2. Модель R134A

    Модель автомобильного компрессора

    На транспортные средства, год выпуска которых ранее 1995 г., устанавливается охлаждающее оборудование типа R134A. Для заправки таких компрессоров потребуется полиалкиленгликолевое масло (PAG).

  3. Если авто первоначально работало на R12, а затем было переоборудовано на R134A (эта смена происходила в 1994 г., когда с конвейера выходили ТС, работающие и на R12, и на R134A), то для его заправки подойдет эстеровое масло (POE).

Однако важно иметь в виду, что компрессоры такого типа уже могли быть заправлены маслом PAG, а смешивать смазочные жидкости разного происхождения категорически запрещено. Чтобы обезопасить себя от преждевременной поломки системы, рекомендуется произвести промывку компрессора.


Вернуться к оглавлению

Как подобрать нужную вязкость компрессорной смазочной жидкости

После определения типа масла необходимо подобрать степень его вязкости. Она напрямую влияет на износ активных элементов компрессора. Так, если залить масло с недостаточной степенью вязкости, оно не будет успевать охлаждать рабочие части системы кондиционирования. До 1993 года во всех компрессорах использовалась жидкость с одной степенью вязкости. При появлении смазочной жидкости типа PAG и POE потребовалось изменить плотность заливаемого масла.

Для PAG предусмотрена вязкость в 46 и 150 ед. для POE — 100. В каждом случае вязкость смазочной жидкости определяется производителем. Если информация отсутствует, то специалисты станций технического осмотра используют смазочную жидкость со степенью вязкости 100 ед. Она имеет универсальный характер и подходит для всех компрессоров независимо от года их выпуска. Вязкость указывается на лицевой стороне канистры или на обороте.

При отсутствии информации о типе хладагента перед приобретением смазочной жидкости рекомендуется проконсультироваться с мастером, который будет производить замену масла. Это связано с тем, что универсальная жидкость подходит не ко всем типам систем автомобильного кондиционирования. Масло для воздушного компрессора должно иметь следующие характеристики.

  1. Отличные уплотняющие характеристики. Это достигается степенью вязкости смазочной жидкости. Лить в воздушный компрессор нужно масло, которое заполняет рабочую поверхность, где находятся активные элементы.
  2. Устойчивость к окислению. С учетом того, что газ может разогреваться до температуры 150°, масло должно противостоять такому окислению. Если смазочная жидкость не выполняет эту функцию, повышается вероятность образования кокса, который может вызвать возгорание или взрыв.
  3. Повышенная деэмульгирующая способность. Речь идет об устойчивости к воде. Газ в процессе сжатия активно выделяет жидкость, она не должна попадать на активные элементы, встречая препятствие в виде масла.
  4. Устойчивость к растворению газов. При отсутствии этого свойства переработанный газ будет впитываться в масло. Это уменьшит его вязкость. Как результат — повышение нагрузки на активные элементы компрессора.

Вернуться к оглавлению

Применение универсального масла

Ключевой функцией компрессора считается преобразование хладагента (текучего газа), поступающего из испарителя под большим давлением, в сжатую форму. Благодаря этому внутри салона автомобиля поддерживается желаемый микроклимат. Универсальное масло рекомендуется применять только в случаях, когда компрессор автомобиля выпущен до 1993 г. Широкой популярностью пользуется смазочная жидкость класса ISO 100.

Универсальная жидкость для смазки не учитывает особенности движения рабочих частей компрессора. Это обусловлено степенью его вязкости (100 ед.). Для некоторых моделей этого показателя достаточно, чтобы сила трения механизмов не повреждала их состояние. При использовании универсального масла в фирменных моделях существует риск преждевременного износа оборудования.

Это связано с тем, что производители оборудования для системы кондиционирования автомобиля специально уменьшают или увеличивают зазор между активными частями механизмов. Такая модификация дает производителю возможность создавать смазочную жидкость, которая обеспечит безопасность их продукции. Например, компрессор фирмы DENSO имеет зазор около 3 мкм.

Этого расстояния недостаточно для того, чтобы универсальное масло попало в нужную область. Как следствие — повышение температуры рабочих частей и выход из строя всего оборудования. На данный момент система кондиционирования имеет такой вид, что водитель может отрегулировать мощность подачи воздуха в любом направлении. Это вызывает увеличение или уменьшение силы трения отдельных частей.

Универсальное масло в большинстве случаев не успевает смазать нужные элементы. Согласно статистике, 24 % обращений в сервисные станции обслуживания ТС связаны с тем, что компрессоры выходили из строя вследствие использования неправильного смазочного материала. Таким образом, следует несколько раз подумать о том, какое масло лить в компрессор, прежде чем отправляться на станцию технического обслуживания.


Вернуться к оглавлению

Процедура обслуживания компрессора

Ремонтные работы с последующей заменой масла

Замена масла производится в случае неисправности или по прошествии 3 лет

Если автомобиль новый, то без заправки его компрессор проработает в течение 3 лет. Досрочная замена масла может производиться при замене оборудования или его поломке (разрыв шлангов, утечка масла). Процедура ремонта обязательно должна включать в себя очистку рабочих элементов от старой смазки, которая при этом сливается.

Заливка масло происходит в строго определенных пропорциях: половина в компрессор, половина в аккумулятор-осушитель (или ресивер-осушитель). Проще говоря, если для работы воздушных компрессоров необходимо 240 мл рабочей жидкости, 120 мл заливается непосредственно в рабочую полость, а остальные 120 — в аккумулятор.

Такая процедура призвана обезопасить «сухой» запуск системы кондиционирования, что обеспечит исправность ее функционирования и отсутствие повреждений рабочих элементов. После заливки смазочной жидкости внутренний вал компрессора поворачивается минимум 10 раз. Это исключит образование «масляного удара», вызванного неравномерностью распределения смазочной жидкости.

Не последнюю роль играет и количество масла. Его недостаток может стать причиной преждевременного износа рабочих частей компрессора, избыток — повышения внутреннего давления и заклинивания опорного подшипника (плунжера).

Перед тем как заливать в компрессор масло, необходимо убедиться в наличии фильтров. Смазочный материал имеет повышенную гигроскопичность (активно выделяет влагу в процессе эксплуатации). Осушительные фильтры призваны избавить рабочую полость от ненужной жидкости, тем самым продлив срок эксплуатации оборудования. Марка и размер фильтров для каждого компрессора разные.

Перед приобретением осушителей необходимо узнать модель оборудования. Чаще всего комплектующие к системам автомобильного кондиционирования продаются в дилерских центрах. Не рекомендуется приобретать универсальные (типовые) фильтры. Они могут подходить по размеру, но иметь различную степень осушения, не рассчитанную на вязкость и типовые характеристики компрессорного масла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *