Задать вопрос эксперту

Масло 5w40 и 5w30: характеристики

Моторное масло 5w40Для того чтобы увеличить срок службы любого механизма, используют масла, которые влияют на снижение трения между деталями. Именно качественная смазка является залогом успешной эксплуатации транспортных средств. Стоит отметить, что не каждое моторное масло можно использовать для двигателя. Для этого существуют специальные каталоги, по которым подбираются требуемые жидкости.


Вернуться к оглавлению

Историческая справка

Если заглянуть далеко в историю, то человек стал использовать масло еще 6500 лет назад. В это время стало зарождаться мастерство по изготовлению повозок и других средств передвижения. Детали, за счет которых происходило движение, требовали постоянной смазки различными жирными веществами. Именно нефть использовалась для этих целей.

Те времена прошли, сейчас двигатели подвергаются высоким механическим нагрузкам, тепловым воздействиям, что требует наличия высококачественного моторного масла. Для того чтобы смазочные материалы выдерживали такие нагрузки, используются синтетические присадки, каждая из которых влияет на улучшение определенной характеристики, что позволяет эксплуатировать автомобиль в любых условиях.

Современные масла включают в себя более десяти разновидностей присадок. При этом каждое масло имеет определенную концентрацию тех или иных веществ, что создает на рынке огромный ассортимент. Можно выделить основных мировых производителей, таких как Addinol, Shell, Castrol. При выборе подобного продукта следует обращать внимание на два показателя:

  • вязкость, которая указывает на возможность использования масла в тот или иной сезон года;
  • соответствие нормам, то есть оно должно подходить двигателю.

Все данные содержатся в маркировке, которая наносится на канистру с маслом. В мировой практике принято несколько международных систем, по которым происходит классификация.


Вернуться к оглавлению

Международная классификация масел: описание

На данный момент существуют различные системы классификаций масел, каждая из которых обладает индивидуальностью. Для того чтобы подбирать требуемую жидкость для автомобиля, стоит изначально определиться с системой, к которой ваше масло относится:

  • для СНГ применяется классификация ГОСТ;
  • по уровню вязкости применяется классификация моторных масел SAE;
  • свою систему различия по уровням качеств эксплуатации и назначения имеет Южноамериканский институт нефти (классификация моторных масел по API);
  • по предназначению и уровням эксплуатационных качеств – АСЕА;
  • Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) вместе с ассоциацией японских изготовителей автомашин YAJAMA и американских производителей ААМА придумал систематизацию ILSAC.

SAE – международная классификация масел, которая в основе структуры использует показания вязкости. Указанная структура включает в себя 11 классов, из которых 6 зимних, остальные – летние. При маркировке используется численное обозначение, которое указывает на уровень вязкости, для зимних масел используется приставка «W». Одна из самых распространенных аббревиатур – это SAE 10W-40, так как эта модификация масла является стандартной для всех автомобилей.

Выбор масла по SAE

Диагармма классификации вязкости масел по SAE

Стоит разобрать рассматриваемую маркировку по частям. «10W» указывает на класс вязкости зимней серии. Именно на этот параметр обращают внимание при подборе оптимального варианта для тех или иных условий эксплуатации двигателя. То есть, выбрав продукт с таким числом, вы сможете производить пуск двигателя при низких температурах без последствий. Цифра «40» указывает на то, что жидкость подходит для использования при высоких температурах, поэтому масло относится к сезонному типу.

При подборе оптимального варианта масла следует обращать внимание на данные, которые указывает завод-изготовитель. В том случае, если таких сведений нет, то следует взять на заметку: подбор зимнего масла осуществляется с учетом температур в период холодного времени года в вашем регионе.


Вернуться к оглавлению

Основные характеристики масел 5w30 и 5w40

Главное из свойств моторных масел 5w40 и 5w30 – это их вязкость. Основное условие, которое влияет на ее изменение, температура. Каждый вид смазочных материалов формирует определенный температурный диапазон, в котором возможно его эксплуатирование. При минусовых показателях масло должно обладать наименьшей вязкостью, при высоких – наибольшей.

Соблюдение этих параметров позволяет производить легкий пуск двигателя без отрицательных последствий. При соответствии характеристик масляный насос при любых показателях окружающей среды сможет прокачать жидкость. Вязкость влияет на сезонность масла, имеются зимние, летние и всесезонные варианты. Кроме вязкости, эксплуатационные характеристики масла 5w40 и 5w30 определяются свойствами:

  • противоизносными;
  • моющими;
  • антиокислительными;
  • антикоррозионными.

Для улучшения вязкостных характеристик применяют специфические добавки, которые впоследствии влияют на суммарную стоимость продукции. При выборе требуемого смазочного материала следует подбирать только то масло, которое нужно двигателю, так как побочные примеси лишь навредят рабочим механизмам. Все требуемые сведения указываются в прилагаемом документе на транспортное средство. С помощью этой инструкции возможно сделать правильный выбор, здесь указываются конкретные наименования подходящих жидкостей.


Вернуться к оглавлению

Отличие 5W-30 от 5W-40

Чем отличается смазка 5W-30 от 5W-40

Отличий между 5W-30 и 5W-40 огромное множество

Итак, существует огромное количество разнообразных масел. Автопроизводители для двигателей практически во всех случаях рекомендуют масло типа 5w30. Американский концерн GMC категорически запрещает заливать в мотор масло типа 5w40. Основной принцип такого категорического отбора заключается в следующем: для того, чтобы повысить или понизить вязкость, используют специальные синтетические добавки.

В результате этого значительно изменяется индекс вязкости. То есть введенный полимер при повышении температуры начинает загущать смазочную жидкость, тем самым увеличивая оседание частиц масла на деталях. Значит, чем выше число, стоящее после приставки «W», тем выше содержание присадок:

  • SAE 5w30 – 7-8 %;
  • SAE 10w30 – 6-8 %;
  • SAE 5w40 – 12-15 %.

Полимерные присадки значительно снижают текучесть, при этом отрицательно сказываются на сроке службы двигателя. В процессе эксплуатации появляются побочные явления, такие как загущение масла даже при низких температурах, что требует замены смазочной жидкости. Целесообразнее использовать марку 5w30, чтобы исключить отрицательные последствия. Что происходит с полимерными присадками в ходе эксплуатации двигателя?

  1. Масло загустевает вследствие окислительных реакций, которые происходят при взаимодействии с кислородом.
  2. Полимерные присадки имеют предел использования, после которого они теряют свои свойства и превращаются в осадок.
  3. Это приводит к загущению и отложению смолистых соединений. Следовательно, к подбору масла требуется подходить с огромной ответственностью.

Вернуться к оглавлению

Технические характеристики: расшифровка

Классификация масел 5w40 и 5w30 позволяет определиться только с основными параметрами, но существуют и побочные свойства, которые не менее важны для двигателя. Используя полный список физических свойств, можно подобрать идеальное масло для любого силового агрегата. Улучшение свойств и характеристик масел 5w40 и 5w30 происходит только с применением синтетических присадок.

Детали двигателя в масле

Масло следует подбирать в зависимости от типа двигателя

Без них моторное масло использовать для современных высокооборотных двигателей категорически запрещено. Существуют вещества, которые способны изменить качество масла в лучшую или худшую сторону. Основные физические свойства современных масел:

  • моюще-диспергирующие;
  • антиокислительные;
  • смазочные;
  • противокоррозионные;
  • вязкостно-температурные.

Моюще-диспергирующие свойства оказывают влияние на очищение рабочих поверхностей двигателя от механических примесей и отложений, которые образуются в ходе эксплуатации. Образовавшиеся частицы нагара, смол и других веществ поддерживаются во взвешенном состоянии, при этом на работу двигателя этот фактор практически не влияет. Такой процесс происходит благодаря адсорбирующим свойствам молекул, входящим в состав моторных масел 5w40 и 5w30. Они препятствуют слипанию механических примесей и коагуляции.

Антиокислительное свойство оказывает влияние на срок службы моторного масла. Чем выше этот параметр, тем дольше прослужит жидкость. Антиокислительные присадки влияют на срок службы косвенным образом, то есть они препятствуют только образованию отложений, которые выходят из общей структуры молекул масла 5W-40 и 5W-30, что впоследствии приводит к снижению вязкости и потере смазочных свойств.

Смазочные свойства оказывают влияние на истирание подвижных деталей. То есть смазка создает пленку между двумя трущимися плоскостями. Для этого используют антифрикционные добавки и деактиваторы. Слой, возникающий между деталями, не исчезает при соприкосновении и трении, что препятствует износу.

Вязкостно-температурный показатель. При соответствии этого параметра и температуры двигателя при запуске создаются оптимальные условия для функционирования мотора. Масла 5w40 и 5w30 нагреваются при работе двигателя до 190 °С, что требует наличия высокой вязкости, которая сохраняется даже при таких условиях.

Синтетические присадки в маслах типа 5w40 и 5w30. Использование синтетических присадок положительно сказывается на вышеперечисленных свойствах. Заводы-изготовители смазочных жидкостей проводят специальные расчеты и тестирования, позволяющие создать оптимальные свойства, которые будут продлевать срок службы механизмов.

Добавление лишних жидкостей в моторное масло самостоятельно категорически запрещается. Эта процедура может привести к пагубным последствиям и полному выходу из строя двигателя.


Вернуться к оглавлению

Различные виды масел по происхождению

Основные отличия

Масла разного происхождения обладают различными свойствами

Для того чтобы определиться с подходящим типом масла, опытному автовладельцу требуется знать огромное количество данных. Моторные масла стоят немалых денег, и повторное их приобретение в случае использования неподходящего может нанести существенный ущерб не только вашем финансовому состоянию, но и автомобилю. Именно для этого нужно хорошо ориентироваться в разновидностях смазочных веществ. Существуют такие виды:

  • минеральное;
  • синтетическое;
  • полусинтетическое (частично синтетическое);
  • гидрокрекинговое (улучшенное минеральное).

В свою очередь, минеральные масла подразделяются на:

  • парафиновые;
  • ароматические;
  • нафтеновые.

При их изготовлении используется огромное количество присадок, так как свойства органического масла не способны обеспечивать работу в условиях повышенных температур. Основное различие в модификациях минеральных масел заключается в свойствах, которыми они обладают. Более всего для современных двигателей подходят парафиновые смазки, так как они обладают наилучшими показателями вязкости и температуры работы.

Минеральное масло – сравнительно дешевый вариант, который требует регулярной сезонной замены, так как в течение некоторого времени теряет все свои свойства. Рассматриваемая разновидность смазочных веществ не подходит для двигателей, которые работают в сложных условиях эксплуатации под воздействием тяжелых нагрузок. Отлично подходят для отечественных автомобилей старого производства, так как имеют густую консистенцию, благодаря чему не просачиваются через изношенные сальники и соединения.

Заливка синтетической смазки

Масла синтетического происхождения обладают рядом преимуществ

Синтетическое масло обладает более высокими характеристиками. Высокая текучесть, повышенные антикоррозионные показатели, долгое время эксплуатации – это не все плюсы таких смазочных жидкостей. Отлично подходят для использования в суровых зимних условиях. Длительный срок хранения позволяет использовать их даже по пришествии нескольких десятков лет. Повышенные износостойкие параметры разработаны специально для эксплуатации двигателей под воздействием высоких нагрузок и температур.


Вернуться к оглавлению

Основные виды вязкостей и дополнительные свойства масел 5w40 и 5w30

На приборной доске автомобиля имеется сигнальная панель и датчик, который указывает температуру двигателя на определенный момент. На самом деле, это всего лишь показатель характеристик охлаждающей жидкости, при этом температура масел 5w40 и 5w30 превышает 150 °С. Именно поэтому смазывающие жидкости должны соответствовать наивысшим качествам, которые будут выполнять свои задачи даже в самых экстремальных условиях.

По международной системе SAE все жидкости обладают физическими параметрами, которые различны для каждого вида смазочного материала. Существуют такие показатели, как кинематическая и динамическая вязкости.

  1. Кинематическая вязкость: измеряется в капиллярном вискозиметре, демонстрирует, как легко перетекает масло при конкретной температуре под тяжестью своего веса в узкой капиллярной трубке.
  2. Динамическая вязкость: измеряется в ротационных вискозиметрах, демонстрирует, как меняется вязкость масла при изменении скорости движения смазываемых частиц.

Вязкость масел 5W40 и 5w30 находится в зависимости от скорости движения смазываемых частиц: при повышении понижается, при сокращении – возрастает.

Классификация моторных масел по вязкости существует в трех вариантах спецификации для различных сезонов: зимние, летние и всесезонные. Следует учитывать назначения заводов-изготовителей для подбора масла для определенных погодных критериев. Но не стоит выбирать высоковязкие масла для летнего использования, так как сниженная текучесть приведет к наложению нагрузки и увеличению потребления топлива.

Текучесть масла

Вязкость масла классифицируется в зависимости от температурного режима

Зимние масла SAE (6 классов): 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (обозначены буковкой W, от англ. winter – зима). Низкотемпературные характеристики поставлены в двух значениях.

  1. Проворачиваемость – означает динамическую вязкость масла, наименьшую температуру, при которой масло остается жидким для беспрепятственного пуска мотора (поворота стартера).
  2. Прокачиваемость – демонстрирует динамическую вязкость масла, необходимую для его прокачки по системе смазки, чтобы мотор при прохладном пуске не напрягался в сухом режиме. Тут температура ниже, чем при проворачиваемости, на 5 °С.

Полусинтетические масла 5W-40 и 5W-30 имеют некоторые схожие особенности с минеральным, но при этом в свойствах они отличаются. Срок годности и период замены благодаря современным моделям присадок у минерального повышается. В результате по рабочим характеристикам они имеют равные показатели. Подбор масла – довольно кропотливое занятие, которое лучше всего доверить профессионалам станции технического обслуживания.

Минеральное масло отлично подходит для летнего использования, когда температура окружающей среды высокая. Это связано с тем, что вязкость у этого вида смазочной жидкости выше, чем у всех остальных модификаций.


Вернуться к оглавлению

Полезная информация

Международные системы используют в своих классификациях только основные физические и качественные показатели, в свою очередь, автопроизводители делают упор на использование индивидуальных жидкостей для каждого модельного ряда. Но в ходе тестирований создается так называемый каталог аналогов, в котором можно найти требуемые жидкости, не прибегая к поиску дорогостоящих оригиналов.

На постсоветском пространстве используется система ГОСТ, которая имеет практически те же критерии классификации смазочных материалов, что и международные. Более всего упомянутая система схожа с американской SAE. Отличие масел 5W-30 и 5W-40 заключается в разности вязкостей, которые формируются на основе внедряемых присадок. Чем выше число, стоящее после «W», тем большего вязкость.

Минеральное масло лучше использовать в летнее время и проводить регулярную сезонную замену на полусинтетическое. Такой вариант более бюджетный. Но если вы располагаете достаточными финансовыми средствами, то стоит сделать упор на синтетические модели, которые обладают высочайшими свойствами и не требуют постоянной замены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *