Задать вопрос эксперту

Описание тосола и антифриза

Технические жидкости тосол и антифриз, вещества со схожими свойствами в стойкости к низким температурам. Разница лишь в том, что тосол изобретен в России и применялся в нашей стране долгое время. Поэтому противопоставление тосола и антифриза так же комично выглядит, как сравнение рыбы и селедки.Линейка охлаждающих жидкостей


Вернуться к оглавлению

Характеристика технических жидкостей

Почему в головах современных автолюбителей тосол и антифриз воспринимаются как разные вещи? Что такое тосол? На заре развития автомобильной промышленности быстро стало ясно, что если заливать в радиатор машины воду, то это гарантированно убьет мотор при низкой температуре воздуха. Тогда воду смешали с этиленгликолем, и появился первый антифриз, то есть незамерзающая жидкость.

Потом появилась другая проблема. Когда системы автомобилей стали совершенствоваться, выяснилось, что циркулирующий по патрубкам этиленгликоль выжигал металл и приводил двигатели в негодность. Тогда советские химики изобрели новую формулу «незамерзайки», введя в состав антифриза дополнительные присадки. Теперь он не губил мотор. Назвали новый автохимический продукт тосолом.

Ввиду того что конструкции машин менялись очень быстро, тосол стал синонимом некачественного антифриза, ведь за рубежом использовались составы с несколько иными свойствами. Но тем не менее тосол тоже является антифризом. Важно знать совместимость тосола с автомобилем, на каких авто его можно применять, а на каких нельзя. Антифриз — это понятие широкое. Грамотный автомобилист всегда будет говорить антифриз либо охлаждающая жидкость.

В СССР, помимо автохимии, под маркой тосол выпускались жидкости для охлаждения с названиями «Сибирь», «Лена». Но название «Тосол» настолько всем понравилось, что производители стали его писать на каждой канистре с охладителем, хоть там и находился зачастую вовсе не тот самый состав.


Вернуться к оглавлению

«Можно» и «нельзя»

Классическая и известная с советских времен охлаждающая жидкость

Классическая и известная с советских времен охлаждающая жидкость

Как разобраться, какая охлаждающая жидкость (ОЖ) нужна вашей машине? Сегодня она выпускается как минимум в 4-х основных классах, а обозначаются они специальной маркировкой: G с цифрами. Соответственно, в магазинах можно увидеть жидкости типов G11, 12, G12+, а также G13. Маркировка указывает, для машины какого года выпуска и с каким объемом охлаждающей системы подойдет тот или иной антифриз. G11 — это почти анахронизм, абсолютно равный советскому тосолу по свойствам, а подойдет он только для автомобиля не позднее чем 1996-го года выпуска.

Как и для тосола, к антифризу класса G11 применима еще одна аксиома: у машины должна быть система охлаждения большого объема. Её-то тосол и защищает от коррозии, образуя на поверхности защитную пленку. Запомните, цвет охлаждающей жидкости не имеет значения, так как это не присадка, и к составу имеет косвенное отношение. Это всего лишь краситель, определяющий цвет жидкости, но не ее свойства.

Поэтому разные производители могут выпускать ОЖ любого цвета, который пожелает заказчик. Применение G11 в системе охлаждения современных поколений автомобилей ни к чему хорошему не приведет, так как каналы охладительной системы в сегодняшних машинах более тонкие, а образуемый этой жидкостью защитный слой понижает теплопроводность. Да и температура закипания такой незамерзайки ниже, чем у жидкостей иных перечисленных выше классов.

Антифриз G12 имеет совсем другой состав присадок: на основе органических веществ карбоксильной группы. Охлаждающая жидкость этого класса служит дольше, обладает повышенной теплопроводностью, но не так хорошо борется с коррозией, воздействуя лишь на ее возможные очаги распространения, и подходит только для высокооборотистых двигателей, выделяющих много тепла. Сходными характеристиками обладает класс 12+.

G13 в настоящее время является новейшим типом охлаждающих жидкостей, в которых этиленгликоль заменен на пропиленгликоль. Этот антифриз не так ядовит, как его предшественники, и даже его утечка не наносит серьезного вреда окружающей среде, но реже встречается в повседневном применении. Производиться в СНГ стал сравнительно недавно, распространен как охлаждающая жидкость для спортивных автомобилей и мотоциклов.


Вернуться к оглавлению

Смешивание жидкостей

О совместимости современных охлаждающих жидкостей говорить особенно и не приходится, потому что даже в пределах одного класса редко можно встретить равные по составу присадок антифризы. Таким образом тосол с антифризом смешивать можно лишь в случае, если антифриз имеет марку G11 и не выше.

G12 и G11 смешивать нельзя ни в коем случае: охлаждающая жидкость будет давать осадок из-за химической реакции 2 антифризов, и двигатель может отказать. Поэтому еще один ценный совет: при ремонте или переходе с одного типа антифриза на другой тщательно промойте всю систему охлаждения водой.

Современная охлаждающая жидкость с полезными присадками

Современная охлаждающая жидкость с полезными присадками

Можно ли смешивать тосол с антифризом? Это возможно, только очень осторожно и не со всяким. Если в поездке обнаружилась утечка охлаждающей жидкости, то до ближайшего сервиса можно дотянуть на смеси G12 и G12+, но никоим образом нельзя смешивать G12 и G11. На сервисе все из системы немедленно сливается, система промывается, и только потом можно заливать свежий антифриз.

Если же вы заметили, что цвет охлаждающей жидкости сменился на нестандартный, это означает только одно — потерю защитных свойств и необходимость замены антифриза на свежий незамедлительно. Поглядывайте время от времени в бачок с антифризом, особенно если у вас «незамерзайка» нового поколения. Проверяйте уровень и цвет.

Еще одно дополнение: выпадение осадка возможно только после длительного нахождения антифриза одного класса в другом в определенной пропорции, поэтому можно мешать жидкости лишь на некоторое время. Дабы не рисковать и гарантированно не забить каналы радиатора, применяйте этот прием только в крайней ситуации.

А можно ли смешать антифриз с водой? В теплую погоду можно, и от этого не будет особого вреда. Зимой доливать «незамерзайку» водой очень опасно. Потому что со снижением температуры воздуха в охлаждающей системе простаивающего в неотапливаемом гараже автомобиля произойдет кристаллизация и расширением порвет патрубки. Помните, доливка водой также понижает температуру кипения, поэтому не увлекайтесь, если не хотите, чтобы под капотом стало жарко. Летом в жаркую погоду вода будет испаряться, и разбавлять полученную смесь придется чаще.

Иногда бывает, что происходит разрыв шланга расширительного бачка. Утечка антифриза в таком случае также может быть устранена некоторым количеством воды, но только не в условиях русской зимы.


Вернуться к оглавлению

Нелегальный антифриз: распознаем подделку

Как всегда, повышенный спрос на тот или иной товар вызывает и рост количества несоответствующей своему назначению продукции. Это происходит и с охлаждающими жидкостями. Поддельный антифриз сам замерзает, а двигатель остудить не может, а то и закипает раньше. Как избежать встречи с таким вредным псевдоантифризом?

Чем чревата экономия на охлаждающей жидкости

Чем чревата экономия на надежной охлаждающей жидкости?

В первую очередь следует обращать внимание на название бренда, качество упаковки (канистры). Журнал «За рулем» в 2013 году опубликовал список пригодных, по мнению экспертов для эксплуатации в России самых разных антифризов. Среди лучших были названы жидкости от производителей Sintec Euro, Sibiria, Лукойл-Экстра.

Теперь обратите внимание на то, каков стандарт современной охлаждающей жидкости. В нашей стране это устанавливается только документом ГОСТ 28084-89, но производитель, который создает охлаждающую жидкость не на основе этиленгликоля, может и не руководствоваться стандартом. Если на упаковке написан ТУ, а не ГОСТ, это уже повод насторожиться. В поддельных антифризах используются не этиленгликоль и не пропиленгликоль, а глицерин и метиловый спирт.

Глицерин — очень дешевое вещество, но на морозе он густеет. Что происходит при этом — понятно, ведь под капотом горячо, а охлаждения никакого. Сочетание же глицерина с метанолом — это «убойная» (во всех смыслах) смесь. Современный настоящий антифриз обладает определенной температурой кристаллизации, которую легко проверить. Количество этиленгликоля в нем не может превышать 70 процентов, остальное занимают присадки, делающие охладитель не таким агрессивным к той среде, в которой он находится.

У подделок же показатели кислотности и щелочности гораздо выше установленных норм, у них совершенно иные плотность и состав фракций. Плохо, если содержание этиленгликоля в антифризе ниже допустимого: в системе охлаждения образуется ледяная суспензия (кашеобразная субстанция), препятствуя охлаждению. Но это лучше, чем избыток воды, потому что катастрофического расширения в таком случае не произойдет, и каналы радиатора останутся целы.

В целом, вне лабораторных стен и специальных исследований отличить фальшивый антифриз от настоящего достаточно трудно. Поэтому сторонитесь канистр со странными надписями, спрашивайте компетентных знакомых и почаще бывайте на сайтах автопроизводителей. Если вы знаете в окрестностях магазин, где продают «незамерзайку», снабженную необходимым сертификатом, смело приобретайте антифриз там. Никогда не будет лишним спросить, сертифицирован ли товар.

Качественную охлаждающую жидкость упаковывают тоже согласно стандарту. На крышке канистры с настоящим антифризом всегда имеется ограничитель или пломба, которую просто так не открутишь. Хорошая емкость не допустит протечки жидкости, если ее перевернуть вверх дном.

Охлаждающая жидкость может храниться в емкости до 5 лет и не более. На этом все, что касается технических жидкостей тосол и антифриз. Удачной дороги!