Задать вопрос эксперту

Как заменить масло в АКПП автомобиля Тойота

В среде автолюбителей часто обсуждается тема о том, когда нужно менять масло в АКПП Тойота и насколько это необходимо. Специалисты советуют выполнять замену смазки чаще установленного инструкцией, если машина эксплуатируется в сложных условиях. К ним относят:

  •      суровую зиму с длительными низкими температурами;
  •      жаркое лето со стабильно высокими температурами;
  •      дороги с большим содержанием пыли: грунтовые, песчаные;
  •   стабильно сложный режим движения: частые остановки, резкий старт.

Замена масла АКПП

Масла в АКПП Тойота – это обычно Toyota Type IV, при ограниченном бюджете можно использовать Лукойл ТМ-5 75w90.


Вернуться к оглавлению

Контроль уровня смазки

Из-за несвоевременной или недобросовестно выполненной замены смазки, да и просто при отсутствии контроля уровня масла в АКПП возможна некорректная работа механизма переключения скоростей или выход коробки передач из строя. Как следствие, требуется ремонт или полная замена агрегата со значительными материальными затратами. Проверка уровня масла в АКПП должна выполняться регулярно.

Процесс контроля несложен. Необходимо открутить рукой фиксирующую гайку и достать щуп из гнезда, расположенного на коробке. Нижняя часть металлической полосы будет покрыта слоем масла. Верхний край слоя должен располагаться примерно посередине между двумя поперечными отметками на щупе. По степени загрязненности слоя можно определить, нужно ли менять масло в АКПП.

Нормальное состояние, когда трансмиссионное масло полностью прозрачное, без каких-либо примесей и вкраплений. Также можно завести двигатель, дать ему поработать пару минут, чтобы смазка в АКПП перемешалась. Затем достать щуп и вытереть его чистым листом бумаги. При наличии в пятнах, оставшихся на бумаге, темных разводов, мелких металлических вкраплений трансмиссионное масло пора менять.

Если наблюдается стабильное снижение уровня смазывающего вещества при периодическом контроле по щупу, необходимо внимательно осмотреть коробку на наличие потеков. При отсутствии внешних признаков можно установить машину на ровном месте и на полу гаража расположить чистый лист картона под коробкой авто. Через некоторое время (к примеру, вечер – утро), не сдвигая лист картона с места, осмотреть его на наличие масляных пятен.

При наличии пятна сделать визуальную проекцию от его центра вверх и на этой линии в районе коробки искать место утечки и принимать меры по устранению течи. Такой ремонт лучше совмещать с заменой масла. Если по каким-либо причинам ремонт в этот период невозможен, уровень смазки нужно контролировать чаще и периодически при необходимости доливать оксоль. Запас масла нужно всегда держать в автомобиле.


Вернуться к оглавлению

Подготовительные работы

Замена масла в АКПП Тойота может быть выполнена тремя способами. Два из них позволяют все сделать самостоятельно, в домашних условиях, для третьего необходим специальный стенд, приобрести или изготовить который довольно накладно и сложно. Для работы необходим следующий набор.

  1.      Жидкость для промывки (для первого и третьего способов необязательно). Можно использовать бензин из бензобака или приобрести керосин.
  2.      Ветошь (любые ненужные тряпки, желательно не синтетика).
  3.      Лейка воронкообразной формы; отверстие должно входить или плотно надеваться на трубку, в которой располагается щуп. Можно воспользоваться соединяющей резиновой трубкой, закрепив ее проволокой или хомутиками.
  4.      Стандартный набор ключей.
  5.      Емкость для слива отработанного масла. Можно использовать пустую пластмассовую канистру, вырезав боковую стенку.
  6.   Переноска, желательно с лампочкой на 36 вольт. Можно использовать на 220 вольт, соблюдая определенную осторожность.

Замена масла в АКПП должна проводиться в теплое время года или в отапливаемом помещении. Следует также предварительно прогреть машину до температуры окружающей среды.

Для доступа к сливному отверстию автомобиль нужно установить на эстакаду или над ремонтной ямой. При отсутствии таких возможностей можно воспользоваться подручными средствами. Подойдут обрезки деревянного бруса, шлакоблок, кирпичи и доски толщиной от 40 мм и выше, длиной от метра.

Замена смазки АКПП

Объемные элементы нужно уложить на пол на небольшом расстоянии напротив передних колес, на них одним концом укладываются доски, второй конец досок должен находиться по возможности ближе к передним колесам. Машину необходимо завести и въехать на эту конструкцию. Между полом и передком машины появится дополнительное пространство, в котором можно лежа работать. Колеса необходимо подпереть упорами, чтобы машина не съехала на лежащего на земле водителя.


Вернуться к оглавлению

Простой вариант замены масла

Добравшись до поддона, необходимо найти пробку сливного отверстия на коробке передач, не перепутав ее с пробкой на раздаточной коробке в моделях с двумя ведущими мостами. Очистить ее и площадь вокруг от грязи влажной ветошью. При замасленной поверхности можно использовать бензин или керосин. Под отверстием нужно расположить емкость для слива отработанного масла и затем ключом отворачивать пробку.

Следует соблюдать осторожность: при сходе пробки с резьбы струя масла из отверстия может попасть на руки и выбить пробку из рук. После отворачивания необходимо выждать некоторое время, пока остатки масла стекут со всех элементов внутри коробки и прекратится капель из сливного отверстия. Затем промыть пробку, протереть ее ветошью и закрутить на место.

После этого можно заливать свежее трансмиссионное масло через воронку, установленную на трубку, в которой располагается щуп. Количество заливаемой смазки должно быть равно количеству слитой при нормальном уровне. После заливки следует проконтролировать уровень, при необходимости добавить смазочную жидкость.

Проверив отсутствие течи на сливной пробке, можно заводить машину. Предварительно необходимо продвинуть ручку переключения режима коробки по всем положениям, выдержав в каждом из них по 5-6 секунд, и вернуть в изначальное положение. Затем завести машину, съехать с подставок, заглушить через 5-6 минут двигатель, подождать, пока масло стечет в поддон, и затем проверить уровень смазывающего вещества. При необходимости долить.


Вернуться к оглавлению

Замена смазки и прочистка системы

Чистка коробки передач

При описанном выше способе в АКПП остаются грязь, металлическая пыль и стружка. Остатки масла по различным оценкам составляют от 30 до 50 %. Для более качественной очистки коробки желательно снять поддон, провести осмотр и очистку масляного фильтра, а лучше вообще поменять его, а также выполнить очистку магнитов и внутренней поверхности самого поддона.

Предварительно необходимо обеспечить доступ к сливному отверстию, слить трансмиссионное масло. Затем открутить крепежные болты поддона, отворачивая их один напротив другого по кресту. Если поддон не отпадет самостоятельно, необходимо монтировкой или лучше ее деревянным аналогом аккуратно подковыривать его и отжимать, не прилагая чрезмерных усилий и не спеша. Точки давления нужно выбирать последовательно по периметру. Нащупав слабое место, можно двигаться от него в обе стороны попеременно. Прокладка в таком случае обычно приходит в негодность, и требуется ее замена.

После отделения поддона открывается доступ к масляному фильтру. Его можно просто промыть или заменить. В обоих случаях его необходимо снять, открутив три болта. Обычно при этом из-под него сливается еще небольшое количество масла. Поддон необходимо промыть ветошью, налив в него небольшое количество специальной жидкости. Можно дать немного постоять для лучшего отмокания. При повреждении прокладки прилипшие части необходимо удалить, используя нож или стамеску, как с поддона, так и с коробки.

Сборку необходимо проводить в обратном порядке. Сначала нужно установить на место масляный фильтр, затем поддон с прокладкой. Пробку сливного отверстия удобнее закрутить до установки поддона. Болты следует закручивать в том же порядке, как при раскручивании, крест-накрест. При затягивании нельзя прилагать больших усилий. По окончании желательно еще раз проверить затяжку, двигаясь последовательно по периметру. Дальнейшие действия нужно выполнять так же, как и при работах по первому методу.


Вернуться к оглавлению

Полная замена масла в КПП

Этот вид работ доступен только на станциях техобслуживания из-за применения дорогостоящего оборудования, зато гарантирует полную и качественную замену масла в АКПП, совмещенную с полной промывкой коробки и системы охлаждения. Расход масла при этом в разы выше, чем в предыдущих методах. Начальный этап аналогичен предыдущему: нужно слить отработанное масло, снять поддон, отмыть его и оценить состояние, при необходимости заменить поврежденные элементы, собрать.

Затем автомобиль, требующий замены масла в АКПП, при помощи специальных штуцеров со шлангами нужно подключить к стендовой установке. Установка закачивает свежее масло для АКПП в коробку передач, выдавливая остатки отработанного материала. Контроль выполняется по прозрачности потока масла в двух стеклянных трубках: по одной поступает свежее масло, по второй циркулирует смесь из агрегата. Процесс необходимо продолжать до полного совпадения прозрачности масла.

В среде автолюбителей существует мнение, что при замене масла третьим способом возможно повреждение автоматической коробки переключения передач из-за высокого давления масла в системе прокачки. Специалисты категорически опровергают это утверждение. Установка устроена таким образом, что возникающее давление соответствует обычному рабочему во время эксплуатации автомобиля. При этом никаких дополнительных нагрузок при прокачке агрегат не испытывает. Для замены желательно использовать масло Тойота, рекомендуемое производителем.