Как измеряется индекс вязкости масла?

Распределение масел по вязкостиИндекс вязкости масла — одна из самых важных характеристик, от которой зависит очень многое. Неопытные владельцы машин практически не интересуются этим вопросом, и он не имеет для них должной актуальности. Однако возможные проблемы, связанные с авто, могут быть именно из-за недостаточной компетентности в вопросах, касающихся выбора трансмиссионного масла.

Ведь если жидкость, которую вы залили в мотор, будет недостаточно хорошей — множество функций не будет выполняться должным образом. От того, какую вязкость имеет маслянистая жидкость, зависит выполнение таких функций, как качественная смазка деталей, минимальное трение и многое другое.

Следует знать, что такое определение, как «вязкость», является основным параметром для выбора марки моторного масла. К его выбору желательно подходить самостоятельно, учитывая нужный вам индекс, класс вязкости и все характеристики, которые определяют его качество. Это очень ответственный вопрос, и просто исходя из советов приятелей масло выбирать нельзя. Для начала определимся с главным вопросом.

Для чего нужно моторное масло и что значит его вязкость?

С самого начала нам нужно разобраться с таким вопросом: в каких именно процессах участвует рассматриваемая жидкость? Первая из функций масла — это способствование быстрому и легкому процессу движения деталей автомобиля благодаря защитному, «скользкому» смазывающему слою. Наличие такого слоя позволяет деталям долговременно служить, не изнашиваться и не допускать при трении слишком высоких температур.

Что касается второй функции, то это, в совокупности с жидкостью для охлаждения, — сбережение двигателя от перегревания. Масляное вещество перенимает лишние градусы температуры от двигателя, не позволяя ему достичь критически высоких температур, что уберегает машину от поломки.

В чем же заключается третья функция? Металлическая пыль, возникающая при трении деталей из металла, отводится из зоны, где происходит трение. Аналогично убираются все остатки нагара, возникающие в двигателе вследствие реакций окисления. Оно выводит весь этот мусор в фильтр масла. Это способствует предотвращению засорения. Также оно обеспечивает герметичность в цилиндрах двигателей.

При такой большой функциональности трансмиссионного масла в автомобиле индекс вязкости имеет очень большое значение. Для того, чтобы разбираться, на какой вязкости следует останавливать свой выбор, необходимо знать, что же это такое? Можно сразу сказать, что это понятие не постоянное и изменяющееся от перепада температур. Но несмотря на любые перепады, масло всегда качественно выполняет свои функции, если подобрана правильная его вязкость.

В общем, вязкость — это возможность связующих элементов и молекул каждого вида масла вращаться только относительно друг друга, взаимодействовать друг с другом, не теряя этих связей. Также это возможность слоев масла двигаться относительно друг друга, но не смешиваться, имея при этом сильное внутреннее трение и сцепление.

Естественно, вязкость измеряют силой этого трения. Если оно большое — индекс вязкости больше. Это определяет и легкую текучесть трансмиссионного масла. Также, насколько оно вязкое, можно определить по следующей характеристике: жидкость с высокой вязкостью будет оставлять на любой поверхности более жирный и прочный масляной слой.

Что такое индекс вязкости?

Для того чтобы маслянистую жидкость можно было назвать качественной, она должна соответствовать многим эксплуатационным требованиям. Хотя они и бывают довольно противоречивыми, однако производители должны позаботиться об их выполнении для того, чтобы выпускать хороший продукт. В первую очередь масла должны иметь качественную, хорошую вязкость при обычных для рабочей среды температурах и сохранять маслянистый слой на поверхности элементов двигателя, хорошо уплотнять зазоры.

При понижении температур, например, при остановке работы мотора или при слишком сильных спадах температуры в зимнее время года, оно не должно становиться слишком вязким и мешающим свободно вращаться шестеренкам. Параметр, который отражает все эти способности масла в совокупности, имеет название индекс вязкости. Чем индекс больше, тем масло качественнее, так как менее зависит от изменения температур.

Благодаря этому индексу можно определить такое важное условие, как отсутствие пенообразования. Если индекс высок, то жидкость, которую вы заливаете в двигатель, будет стойкой к пенообразованию. И хотя многие автолюбители не обращают на это никакого внимания, в скором времени из-за этого у них могут возникать проблемы с автомобилем.

Это явление очень коварно по своей сути, так как значительно сокращает долговременность работы трансмиссии. Из-за быстрого и интенсивного передвижения масла вследствие работы механизмов образуется самая обычная пена.

Если ее вовремя не убирать (а такой возможности нет у водителя за рулем), может возникнуть образование воздушно-масляной смеси. Там, где будет большое скопление этих пузырьков, элементы механизма машины будут работать «на сухую». Сразу же начнется процесс коррозии, ведь металл соприкоснется с кислородом. Поэтому, для предотвращения пенообразования, масло должно иметь высокую вязкость.

Классифицируем индекс вязкости

Классификация смазки
Классификация моторных смазок по SAE

Для того, чтобы понять, как именно классифицируют моторные масла, необходимо знать, в каких единицах исчисляются этот индекс и вязкость в целом. Такие условные единицы измерения называются степенями вязкости по SAE (расшифровка аббревиатуры — «Американское Общество Инженеров»). Получить информацию о том, на каком по вязкости масле лучше остановиться конкретно для вашего автомобиля, вы можете в руководстве по его обслуживанию.

На основании полученных данных вы сможете выбрать нужный материал в соответствующем магазине. Следует понимать, что порог вязкости моторного масла следует выбирать, исходя из температур окружающей среды, то есть ее максимально высокого допустимого значения и максимально низкого. Именно по этим факторам SAE основывает свои данные на низкотемпературных и высокотемпературных вязкостях.

Известно, что для нормальной, полноценной работы механизмов автомобиля необходима вязкость, не превышающая 20000 cPs. Если рассматривать конкретно классификацию, то она делит масла на зимние (для низких температур) и на летние. Для примера рассмотрим классификацию трансмиссионных масел. Классификация трансмиссионных зимних масел (измерения максимально допустимых температур):

  • масла, которые имеют отметку «70W»;
  • масла с отметкой «75W»;
  • масла с отметкой «80W»;
  • масла «85W» и др.

Классификация трансмиссионных летних масел (измерения максимально высоких допустимых температур):

  • масла с обозначением «90» (вязкость масла при температуре 100 градусов не меньше 13,5);
  • масла с обозначением «140» (вязкость масла при 100 градусах — 24);
  • масла, с максимальным обозначением «250» (при температуре 100 — 41).

Давайте разберемся, что же значат эти обозначения.

Расшифровываем символы на упаковке с маслом

Когда наступает момент приобретения масла для авто, вы должны быть уверены в безошибочности своего выбора. Для этого необходимо уметь понимать символы, которые помогут получить вам всю необходимую информацию. Первым делом видим знакомую уже аббревиатуру SAE.

Далее идут несколько чисел, которые будут разделены буквой W и знаком тире, к примеру, возьмем обозначение 5W-30. Такое обозначение ставят для всесезонных масел, так как их обычно предпочитает большая часть автолюбителей. Расшифровка подобной надписи производится таким образом: первый показатель — это измерения низкотемпературной вязкости масла.Значения символов

Если он обозначается 5W, то это значит, что приводить двигатель в запуск можно только при температуре не ниже отметки -35 °С. Для этого есть специальная формула: от цифры, которая стоит перед символом W, нужно отнять число 40. Полученный результат — это и есть та наименьшая температура, когда запуск двигателя представляется возможным.

Далее от указанной цифры (в нашем случае эта цифра равняется 5) нужно отнять 35, и получаемый результат измерения, равный 30 °С, будет обозначать самую низкую, минимальную температуру, при которой двигатель будет качественно проворачиваться. Как вы уже поняли — с каждым градусом понижения температуры будут иметь место все более высокие показатели вязкости моторного масла, и работа двигателя будет усложнена.

Несмотря на это, основная задача будет возложена на ваш двигатель, поэтому при приобретении масла и выборе его вязкости не следует отходить от рекомендаций, прописанных в инструкции к автомобилю. На этом заканчиваются обозначения первой группы символов перед буквой W. Из этого можно понять, что первыми символами измеряется минимально допустимая для полноценной работы температура воздуха.

И если вы обитаете там, где мороз редко опускается ниже 20 °С, вы смело можете приобретать любое из масел для своей машины. Не забывайте, что если такие компоненты машины, как аккумулятор и стартер, у вашего «железного коня» в изношенном состоянии, то более удобным выбором будет тот вид масла, где измерения наименьшего значения температуры будут определяться обозначениями 0W.

Испытание смазки

Теперь разберемся со вторым обозначением, которое равно 30. Этот показатель измеряет наибольшую температуру для правильного выполнения масляной жидкостью своих функций и задач. Он является более интересным, чем в первом случае, так как его обозначение нельзя расшифровать аналогичным образом.

Второе число — это, прежде всего, сборный показатель, который показывает, каково минимальное и максимальное повышение вязкости масла при температурах, когда машина находится в рабочем состоянии. Минимальное значение таких температур чаще всего 100 °С, а максимальное — 150 °С. Из этого можно понять, что чем больше второе число, тем больше повышается вязкость масла при наличии высоких температур. Как это будет сказываться на вашем авто — вы сможете узнать в инструкции, прилагаемой к машине.

Какую вязкость можно считать наиболее подходящей?

Итак, давайте подведем итоги и выясним окончательно — какая вязкость будет наиболее подходящей для вашего автомобиля? Как уже упоминалось выше, наилучшим вариантом масла является то, которое имеет наибольшее повышение вязкости при увеличении температуры. Однако не спешите бежать за подобной покупкой!

Если масло имеет большой показатель вязкости при высоких температурах, оно более рекомендовано для машин, прежде всего, спортивных. Если часто применять его в обычном моторе, который к тому же еще и изношен, вы не добьетесь скорой езды, но подвергнете двигатель быстрому изнашиванию. Лучше все-таки обратиться к рекомендациям автопроизводителя.

При выборе вида масла никогда не следует забывать о том, что производить заливку в двигатель того масла, вязкость которого не указана в инструкционной книге к двигателю вашего автомобиля, строго запрещено! Иначе это грозит серьезными проблемами. Не следует пренебрегать советами производителя по поводу оптимального индекса вязкости, измерения которого проводились на профессиональном уровне.

При попытках использовать несоответствующую масляную жидкость происходит мгновенный спад мощности двигателя, увеличивается скорость его износа и возникает вероятность поломки. Это касается как отечественных автомобилей, так и импортных.

Ссылка на основную публикацию