Масло моторное синтетическое представляет собой наиболее современную и технологичную разновидность смазочных материалов для автомобильных двигателей. Синтетическое автомасло, в отличие от минеральных аналогов, являющихся прямым продуктом переработки нефти, получается при помощи реакции синтеза. При этом происходит взаимодействие между собой молекул различных органических веществ, в результате чего получается автомасло, по многим важным характеристикам превосходящее минеральную смазку для мотора.
Синтетика обладает лучшей вязкостью, меньшей испаряемостью и большей сопротивляемостью окислению. Улучшенная характеристика вязкости позволяет синтетическому автомаслу обеспечивать холодный запуск и работу двигателя даже при низкой температуре. В случае постоянного применения такие масла способны значительно продлить срок службы всего двигателя.
Такие смазочные вещества создаются на синтетической основе с применением масел высокого качества. В ходе таких процедур как химический синтез, глубокая переработка нефти и прочие комплексные химические процессы можно достичь такой высокой степени молекулярной чистоты и однородности, которую нельзя обеспечить в случае обычных способов переработки нефти.
Форма и размеры молекул синтетических масел являются более однородными в сравнении с молекулами автомасла минерального, что позволяет им лучше выдерживать экстремальные условия эксплуатации.
Особенности и классификация
Держа в руках канистру, достаточно просто определить, находится ли в ней именно синтетическое масло. Для этого нужно осмотреть ее лицевую сторону на предмет наличия надписи «synthetic» (в редких случаях указывается «full synthetic»).
Основой синтетического смазочного материала являются синтезированные химическим путем органические однородные соединения. Именно благодаря им данный тип смазок обладает отличными характеристиками и целым рядом преимуществ перед минеральными или полусинтетическими веществами. Подробно эти достоинства будут рассмотрены ниже. Пока вкратце скажем, что их достаточно много, но основными можно считать следующие:
- Повышенная работоспособность при низких температурах;
- Устойчивость к процессам окисления;
- Отличные пусковые характеристики при отрицательных температурах;
- Низкий уровень испаряемости;
- Отсутствие образования отложений;
- Повышенная смазочная способность.
К тому же, подавляющее большинство таких смазочных веществ являются энергосберегающими.
Энергосберегающие автомасла
Отличие энергосберегающих моторных масел от обычных заключается в том, что их характеристики позволяют сделать эксплуатацию транспортных средств более экономной. Например, в США принята специальная методика тестирования автомасел в зависимости от класса вязкости по сравнению с эталоном. Согласно данной методике, смазка, претендующая на звание энергосберегающей, должна обеспечивать уменьшение расхода топлива на 0,5-1,4%.
В случае испытаний по европейской методике данное снижение составляет как минимум 2,5% в сравнении с автомаслом 15W-40 по классификации SAE. Действующей в Европе классификацией АСЕА и международной классификацией ILSAC для энергосберегающих смазок даже предусматриваются отдельные категории.
Потребитель же может определить, относится ли выбранный им смазочный материал к категории энергосберегающих по наличию на упаковке обозначения ЕС (аббревиатура для «Energy Conserving»). Оно обычно указывается компанией-производителем около обозначения API. В ряде случаев расшифровка данной аббревиатуры вписывается в нижней части круглой логограммы, нанесенной на тару. Иногда вместо ЕС в маркировке также пишут FE, или Fuel Economy (в переводе – «экономия топлива»).
Преимущества синтетических масел
Рассмотрим подробнее основные преимущества, которыми обладает данная разновидность автомасел:
- Более высокое значение вязкости обеспечивает оптимальную толщину масляной пленки как при высокой, так и при низкой температуре. В результате снижается износ элементов двигателя, особенно при экстремальном температурном режиме.
- Благодаря низкотемпературным эксплуатационным характеристикам сохраняется текучесть во время запуска мотора в условиях низкой температуры. Это позволяет автомаслу максимально быстро поступать к важным деталям двигателя и снижает износ при его пуске.
- Низкая испаряемость позволяет снизить расход масла до минимума и сэкономить на его доливках.
- За счет низкого коэффициента трения повышается равномерность молекулярной структуры и уменьшение внутреннего показателя трения. При этом повышается эффективность работы мотора и понижается температура смазки.
- Благодаря усиленным термо-окислительным характеристикам замедляется процесс старения масла в ходе взаимодействия с молекулами кислорода.
- Стабильность вязкостно-температурных характеристик снижает до минимума образование нагара и отложений.
Маркировка автомасел
Для приобретения синтетического автомасла, подходящего конкретному автомобилю, следует тщательно изучить его маркировку.
В качестве примера возьмем наиболее популярное на сегодня синтетическое масло марки 5W40. Таким образом, как гласит общепринятая классификация SAE, на канистре со смазочным веществом указываются показатели его вязкости:
- Буква W и расположенное перед ней число определяют зимний класс автомасла;
- Второе число определяет его летний класс. Значение данного числа позволяет определить вязкостные свойства масла при разных температурах, т.е. диапазон температур, при которых смазка обладает оптимальными свойствами.
Сочетанием этих чисел маркируются масла всесезонные, пользующиеся в нашей стране повышенным спросом в связи с существенными среднегодовыми перепадами температур.
В условиях нашего климата применение масел только зимних или летних классов является неактуальным, поскольку при этом требуется частая замена смазочного материала, приводящая к необоснованным дополнительным затратам.
Поэтому наиболее популярными и являются такие марки как 5W30 и 5W40, которые могут применяться одинаково эффективно в течение круглого года. По классификации SAE синтетическое масло 5W30 способно сохранять свои характеристики при температурах от –35 до +30°, тогда как марка 5W40 – от –30 до +35°. При этом обеспечивается и простота холодного пуска без негативных последствий в зимние морозы, и сохранность и работоспособность мотора в летнюю жару.
Минеральное или синтетическое?
Каждый, кто использует автомобильную и специальную технику, хорошо знает, что существует три основных разновидности моторных смазочных материалов:
- Минеральные;
- Полусинтетические;
- Синтетические.
Они отличаются друг от друга не только стоимостью, причем не каждый автовладелец знает, какой вариант лучше использовать в каком случае.
Еще относительно недавно минеральные масла являлись наиболее популярными в нашей стране. Это неудивительно, поскольку они лучше всего подходили для выпускавшихся в СССР моделей автомобильной и прочей техники с ДВС. И на сегодняшний день многие эксплуатирующие организации, основа автопарка которых состоит из грузовиков и автобусов отечественного производства, свое предпочтение отдают именно им.
Это связано с тем, что в плане стоимости минеральные автомасла не имеют себе равных, особенно в случае приобретения оптовых партий.
По сути, основой минерального моторного масла служат масляные нефтяные фракции, качественно очищенные от различных примесей. При этом, несмотря на необходимость осуществления многочисленных технологических операций, производство минеральных автомасел остается гораздо менее затратным делом, чем в случае синтетических смазочных материалов. Это и объясняет столь низкие розничные цены на данную разновидность смазок.
На упаковке (канистре) с минеральным моторным автомобильным маслом обычно имеется обозначение «mineral». Некоторые производители считают, что эта информация необязательна, и не указывают тип компонентов, используемых в данном автомасле. Таким образом, если такая надпись отсутствует, смазка, скорее всего, все же является минеральной. В этом желательно убедиться точно, изучив полное описание продукта, обычно приведённое на обратной стороне канистры.
Полусинтетические смазки
Основу полусинтетических моторных масел также составляют минеральные компоненты. Такие смазочные материалы маркируются на упаковке как «semi-synthetic». Помимо минеральных, в них присутствуют и синтетические составляющие, полученные путем химического «совмещения разнородных элементов».
За счет этих ингредиентов обеспечивается значительное улучшение характеристик смазочного вещества при достаточно небольшом повышении его стоимости.
Полусинтетические масла отличаются от чисто минеральных значительно. У первых более длительный срок службы и меньший расход материала при эксплуатации в аналогичных условиях. Кроме того, такие автомасла являются более эффективными в случае холодного запуска двигателя. Также полусинтетические вещества способны значительно сократить энергетические потери, возникающие при преодолении трения между элементами двигателя, способствуя таким образом экономии топлива.
Тем не менее, максимальная топливная экономия достигается при использовании целиком синтетических автомобильных смазочных материалов.
Взаимозаменяемость масел
Продолжая разговор о синтетических автомобильных маслах, следует также внести ясность в вопрос их взаимозаменяемости с автомаслами минеральными. Следует учитывать, что добиться подобной взаимозаменяемости можно не всегда. Это особенно актуально в случае транспортного средства, оснащенного двигателем отечественного производства, поскольку разработка большинства отечественных моторов осуществлялась в далеких 1960–1970 годах. В те времена эксплуатирующие организации еще не имели никакого представления об использовании синтетических смазочных материалов.
Недопустимо взять и залить в двигатель вместо минеральной смазки синтетическую, поскольку результат может быть как положительным, так и отрицательным. В этом нет никаких противоречий, все объясняется достаточно просто. Чаще всего масляные фильтры рассчитаны на работу при определенном уровне моюще-диспергирующих параметров, заданном разработчиком.
Поэтому автомасло, имеющее более высокий класс, чем предписан в инструкции по эксплуатации автомашины, может просто-напросто оказаться несовместимым с этими параметрами. Кроме того, «синтетика» обладает более сильным, по сравнению с минеральными смазками, отрицательным воздействием на резинотехнические изделия. В связи с этим в двигателях, не рассчитанных на использование синтетических смазок, могут раньше выйти из строя такие детали как манжеты, прокладки и шланги.
Одним словом, при желании начать применять синтетическое автомасло вместо минерального следует убедиться в допустимости его использования на данном конкретном двигателе.
Если в указаниях производителя данное автомасло является недопустимым, значит, тому есть причины. Если же никаких препятствий для использования синтетической смазки нет, не воспользоваться этим было бы неразумно, потому что со временем оно себя обязательно окупит.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что, несмотря на существенные различия между минеральными и синтетическими автомаслами по свойствам и составу, у обоих типов смазок имеется своя область применения. В случае вдумчивого подхода и тот и другой варианты могут применяться с одинаковым успехом и максимальной эффективностью.