Что означают цифры и надписи на масле

Правильный выборДля тех, кто только сел за руль автомобиля, не лишним будет знать, что означают цифры на масле. Ведь правильный подбор подобной обслуживающей жидкости обеспечит долгую и надежную работу мотора. В создании моторных масел используются основа и очищающие, противоокислительные, высокозащитные и противопенные присадки. В зависимости от используемой базисной основы, автомасло подразделяется на виды.

Классификация масел по базовой основе

Основа в моторном масле обуславливает его назначение. Видов всего три.

  1. Синтетическое моторное масло.

Обозначается Fully Synthetic, что в переводе с английского — полная синтетика. Основа в этом варианте создается за счет синтеза химкомпонентов. Специфика такого масла в том, что еще на этапе создания жидкости продумываются и задаются ее параметры, а также регулируется соотношение добавляемых присадок. Эта категория моторных масел имеет наилучшие эксплуатационные характеристики.

Применение такой смазки помогает обеспечить защиту двигателю. За счет присадок масло имеет моющие особенности, не боится низких температур, поэтому и не густеет. Такой тип веществ работает при максимально высоких температурах. Но все эти положительные моменты сказываются на цене. Из всего ряда, синтетика наиболее дорогая.

  1. Минеральное моторное масло.

Имеет обозначение Mineral. Этот тип несколько дешевле синтетического аналога. Минеральная основа создается путем обработки нефти. Но при такой смазке двигатель работает не столь эффективно. Высокие и низкие температуры отражаются на консистенции масла, оно достаточно быстро окисляется, что приводит к частой его замене. Если произойдет так, что оно вскипит, то мотор «обогатится» шлаками.

  1. Полусинтетическое моторное масло.

Обозначается надписью Semi-Synthetic — частично синтетика. Этот вид является усредненным между первым и вторым вариантами. Чаще всего производители используют минеральную основу, а к ней уже добавляют различные присадки. Как раз за счет последних и улучшаются эксплуатационные свойства. Что касается цены, то это также золотая серединка. Подойдет для тех, кто не может позволить себе ездить на синтетическом моторном масле, но жалеет мотор и не пользуется «минералкой».

Стоит отметить, что минеральные масла сегодня используются все реже и реже, только если этого требуют производители автотранспорта. Синтетика и полусинтетика отлично противостоят износу мотора, за счет присадок очищают его, не боятся сильной жары.

Классификация масел по системе Society of Automotive Engineers

Разновидности автомасел получили свои обозначения по двум критериям: сфера использования и вязкостно-температурные особенности. Для всех смазок разработаны общие стандарты. Чаще всего используют системы SAE и API, как вспомогательные действуют классификации ACEA и ISLAC.

Значения аббревиатур
Понимание всех обозначений на упаковке позволит сделать правильный выбор

Вязкость и температура. На значении этого параметра основана система Society of Automotive Engineers (SAE). В ней указываются параметры густоты автомасла. Нынешние производители стараются делать свои масла универсальными, чтобы была возможность их использовать как зимой, так и в теплое время года.

На этикетке имеются обозначения в виде пары цифр, написанных через дефис, а между ними будет стоять английская буква W. Первое цифровое значение обозначает минусовой температурный показатель, при котором разрешается пользоваться автомобилем, буква W указывает на то, что масло можно использовать зимой, а второе цифровое значение показывает предельную плюсовую температуру.

То есть такие значения составляют диапазон температурного режима для конкретной марки моторного масла. Обозначение моторных масел только для теплого периода будет иметь такой вид: SAE30. Спецификация моторных масел по системе SAE имеет следующую расшифровку:

  • 0W — диапазон морозов до -30…-35 °С;
  • 5W — можно использовать при -25…-30 °С;
  • 10W — максимально низкая температура -20…-25 °С;
  • 15W — использование масло допустимо при -15…-20 °С;
  • 20W — граница применения -10…-15 °С.

Если эксплуатировать моторное масло, не обращая внимания на температурные показатели, то оно попросту не будет выполнять свое предназначение, начнет густеть, что пагубно отразится на двигателе автомобиля. Что же касается жаркого времени, то тут своя классификация:

  • 30 — температура окружающей среды не выше 15-20 °С;
  • 40 — используется тогда, когда на термометре 30-40 °С;
  • 50 — применимо в жару 40-50 °С;
  • 60 — моторное масло используют при температуре выше 50 °С.

В таком случае, если не придерживаться рекомендаций, то от горячего мотора масло может просто кипеть, а это негативно действует на «сердце» машины. Рассмотренная спецификация основана на густоте смазки: чем выше цифра, тем масло гуще.

Система классификации American Petroleum Institute

На этикетке имеются обозначения SJ или CF. Спецификация основана на типе двигателя. Буква S — бензиновый, а C — дизельный. Вторая часть маркировки указывает на силовой агрегат с турбиной или без нее. Если обозначение пишется через черточку, то такое моторное масло универсальное и подходит для любых моторов. Расшифровка системы API:

  • SC — авто выпущено до 1964 года;

    Обозначение смазок по API
    Классификация API основывается на качестве смазки и типе двигателя
  • SD — для автомобилей 1964-1968 годов;
  • SE — машины 1969-1972 года производства;
  • SF — для авто 1973-1988 года;
  • SG — для машин 1989-1994 года, которые эксплуатируются в сложных условиях;
  • SH — 1995-1996 годы, автомобиль подвергается жестким нагрузкам;
  • SJ — машина производилась в 1997-2000 годах, такое масло обладает повышенными энергосберегающими свойствами;
  • SL — 2001-2003 годы, средство увеличивает срок пользования автомобилем;
  • SM — для автомобилей, выпущенных после 2004 года;
  • SL+ — имеет более высокий уровень стойкости к окисляющим процессам.

Если возникает желание сменить моторное масло, то нужно брать смазку с более высокими показателями, но резких скачков делать не стоит. Масло может превышать предыдущий аналог лишь на пару классов, не более.
Каждый последующий тип моторных масел имеет присадочные компоненты «младшего» собрата, но если сделать резкий скачок, то такая жидкость окажется агрессивной для двигателя.

Что касается дизельных моторов, то у системы API имеется и тут своя классификация масел:

  • CB — для машин, выпущенных до 1961 года, при высоком показателе серы в топливе;
  • CC — до 1983 года, если авто эксплуатируется при сильных нагрузках;
  • CD — 1983-1990 года, с топливом, содержащим серу, при затруднительной эксплуатации;
  • CE — 1983-1990 года, если у автомобиля нет турбомотора;
  • CF — тот же год разработки, но в моторе уже присутствует турбина;
  • CG4 — год разработки — 1994, турбодвигатель;
  • CH4 — 1998 года выпуска, тут учитывается повышенная ядовитость (американские стандарты);
  • CI4 — подходит ныне разработанным машинам, оснащенным турбинным двигателем + клапан EGRS;
  • CI4 plus — комплектация, аналогична предыдущему варианту, но только с уклоном на высокую токсичность по нормам Соединенных Штатов Америки.
API обозначения для дизелей
Классификация по API для дизельных двигателей позволяет подобрать наиболее подходящую смазку

Дополнительные системы классификации смазочных средств

Есть две вспомогательные системы, которыми пользуются несколько реже, ACEA и ISLAC.

  1. Классификация ACEA.

Используется в европейских странах. Несмотря на свои более жесткие требования, рассматриваемая система в чем-то схожа с системой API. Маркировка на этикетке выглядит следующим образом: «A/B» с последующей цифрой после каждой буквы. Чем больше показатель у цифры, тем качественней масло.

Однако в современной Европе автомобили оснащают более мощными турбинными двигателями. Поэтому сегодня разрабатывается серия моторных масел с более высокими защитными особенностями и с минимальной вязкостью. Это делается для того, чтобы потеря энергии во время трения была минимальной и не страдала экологическая система окружающей среды.

  1. Классификация ISLAC.

Описываемая система по маркировке похожа на спецификацию моторных масел API. Есть линия JASO DX-1, которая разработана для японских моторов на дизельном топливе. Она создавалась с учетом повышенных нагрузок на турбинный двигатель, при этом в таком моторном масле отсутствуют вредные примеси, которые хоть как-то могут нанести урон окружающей среде.

Чтобы заботиться о своем «железном друге», необходимо правильно подбирать ему моторное масло. Если возникают сомнения, можно заглянуть в технический паспорт автомобиля, где производитель всегда оставляет рекомендации на эту тему.

Если такового по каким-либо причинам нет, можно обратиться на станцию технического обслуживания, где специалисты подскажут правильную марку масла. К тому же не следует забывать о своевременной замене жидкости. Этот параметр также указывается в документах.

Ссылка на основную публикацию