Сегодня не существует однозначного мнения о том, можно ли смешивать масла разных производителей. Все хотят видеть свой автомобиль в рабочем состоянии и без опасений за мотор выезжать на дальние расстояния. Кто-то считает, что составлять композиции стоит, так как подобное смешение не приведет ни к чему плохому, главное – не использовать жидкости разных производителей. А кто-то демонстрирует фотографии, на которых ясно виден толстый слой гари в качестве результата применения смешанных компонентов. Такие люди считают, что заливать смешанное моторное масло недопустимо.
Понять, можно ли смешивать трансмиссионные масла, довольно сложно. Для получения ответа на вопрос, можно ли мешать, например, моторные жидкости 5w30 и 5w40, стоит рассмотреть аргументы, которыми оперируют обе стороны.
Классификация масел по API и SAE
Моторные жидкости имеют классификацию исходя из своего состава. В качестве основы подобного продукта выступают минеральные составляющие. В зависимости от того, какие выдерживаются пропорции компонентов, какая соблюдается последовательность, когда готовится продукт, моторные жидкости могут быть:
- синтетические;
- полусинтетические (например, 5w30 и 5w40);
- минеральные.
Многие водители знают о том, что моторные масла классифицируются по стандартам API и SAE. При этом каждый вид смазок имеет свои характеристики. Можно ли смешивать моторные масла, чтобы получить универсальную смазывающую жидкость для любого автомобиля?
Классификация по SAE строится на вязкости моторных оксолей. То есть для теплых регионов машине нужно масло с повышенной вязкостью, чтобы при нагреве оно смогло оказывать смазывающее и охлаждающее действия, предотвращая перегрев деталей и слишком сильный эффект трения, который приводит к деформации деталей. Для зимних регионов уже нужно другое моторное масло – с низкой вязкостью, чтобы даже при низких температурах не произошла закупорка патрубков и трубок. Существуют также всесезонные оксоли, но они подходят не всем типам двигателей.
Классификация по API основана на различии двигателей и использовании топлива. Есть бензиновые и дизельные двигатели, и для каждого из них нужно использовать свое масло. Масла для бензиновых моторов обозначаются буквой S, а для дизельных – буквой С. В этой классификации можно найти универсальную смазку, которая может использоваться во всех типах топливных двигателей. Обычно универсальное масло носит обозначение SD|CC.
Смешивать или нет: за и против
Первый и главный аргумент за смешивание – это то, что все смазочные материалы, используемые для моторов, имеют одинаковую, а именно минеральную базу. Также в паспортных данных на любой автомобиль имеется рекомендация, с какими продуктами какие моторные масла можно смешивать. Например, может существовать возможность смешивания продуктов для трансмиссии с продуктом для промывки, но последний должен составлять не более 10 % от всего объема. Некоторые специалисты рекомендуют смешивать жидкости только в том случае, если имеется соответствие главным параметрам:
- продукты относятся к одной и той же торговой марке;
- они соответствуют одному и тому же стандарту API.
Аргументы против смешивания таковы.
- Главным аргументом является то, что на рынке сегодня около 50 % продукции можно смело относить к подделкам. Другими словами, автолюбители приобретают специальные жидкости, не соответствующие заявленному качеству, в результате чего мотор или трансмиссия могут просто прийти в негодность. Смешивание таких жидкостей только ускорить смерть агрегатов.
- Практически все производители моторных жидкостей, в том числе 5w30 и 5w40, на вопрос, можно ли смешивать масла, однозначно утверждают – нет. Категорический протест смешиванию практически все изготовители указывают на этикетках тары моторных масел.
- Никто до конца не знает, какой состав имеет та или иная смазочная продукция. Именно поэтому никто точно не ответит на вопрос, какая реакция может произойти при смешивании двух разных продуктов. Использование смеси может повлиять на работоспособность двигателя. Причем негативные последствия могут появиться как в скором времени, так и после длительного использования.
В целом, смешивать смазочные жидкости или нет, каждый решает сам для себя. Для новичков этот способ вряд ли приемлем, так как у неопытных автолюбителей практически нет никаких базовых знаний о продукции, и следует учитывать возможный риск выхода авто из строя. Если все же принято решение использовать смешанную композицию из моторных жидкостей, то необходимо руководствоваться некоторыми правилами.
- Никогда не стоит производить смешивание синтетических и минеральных продуктов. У этих двух жидкостей отличаются друг от друга базовые составляющие, а также в них входят различные присадки. Последние, если имеются в синтетических материалах, могут просто не растворяться в минеральном компоненте.
- Ни в коем случае не разрешается проводить долив масла другого изготовителя. То есть если хочется смешать полусинтетическое масло 5w30 и 5w40, необходимо, чтобы они были изготовлены одной фирмой. Это допустимо только в том случае, если жидкость нужно обязательно долить, но другой марки под рукой нет.
- Перед тем как делать смешивание, в обязательном порядке необходимо убедиться в том, что оба продукта имеют схожие физико-технические показатели.
Если все же нет уверенности в том, что смешивание никак не повлияет на производительность двигателя, лучше воздержаться от использования нескольких марок масел одновременно.