Данная группа веществ используется для добавления в автомобильные масла, чтобы предотвратить трение поверхностей деталей из однородных металлов в ситуации оказания на них высоких удельных нагрузок.
Автомобильные противозадирные присадки в масло предназначаются преимущественно для масел трансмиссионных, хотя и в другие их тоже можно добавить. Они выполняют свою основную функцию путем образования крепкой мульти- или мономолекулярной защитной пленки из сульфида железа, обволакивающей ту или иную деталь.
Благодаря применению антизадирных присадок, исключается попадание металлических частиц на зеркало цилиндра и образование задира. В трансмиссии они уменьшают трение между валками и раскатом, предотвращая налипание металлических стружек на шестерни дифференциала.
Желаемый эффект достигается посредством долива в масло разнообразных веществ, которые могут быть как органическими, так и неорганическими. Они могут иметь существенные отличия в своей консистенции. Сегодня наибольшей популярностью пользуются присадки, подразумевающие и другие функции в совокупности с целевой. Назвать их второстепенными сложно, так как они обеспечивают поддержание целого ряда важнейших эксплуатационных характеристик машинного масла.
Недавние исследования показали, что подобные добавки в масло улучшают большинство его трибологических свойств. Качественный и количественный состав противозадирных присадок, как, собственно, и любых других, определяется техническими условиями производства, которые каждый изготовитель определяет лично, тем не менее, они должны совпадать с существующими марками масел. Каждое масло имеет несколько важных параметров, зная которые можно определить, нужно ли доливать в него дополнительные «улучшители». В данном случае речь идёт об индексе задира. Этот показатель является ориентиром, благодаря которому, можно понять, насколько эффективны его противозадирные свойства. Считается, что, чем он выше, тем менее разумно в такое масло доливать присадку.
Присадки, препятствующие появлению задиров, особенно эффективны в смазках, применяющихся в зубчатых передачах сильно нагруженных машин. К примеру, строительной, транспортировочной и сельскохозяйственной техники, турбин, эскалаторов и прокатных станов. Хотя, в первую очередь, они полезны для масла, заливаемого в гипоидную передачу автомобилей.
Хорошая ли это присадка?
О качестве противозадирной примеси можно судить по её составу, компоненты которого указаны на упаковке изделия. Если выбранный объект содержит соединения олефиновых полимеров, полисульфидов, дисульфидов или минеральных масел, в составе которых присутствует сера, то, вероятнее всего, это правильный вариант присадки. Следует подчеркнуть, что наилучший эффект достигается при использовании добавок, в консистенции которых имеется ряд хлоросодержащих веществ. К ним можно отнести хлорированный парафин, гексахлорэтон, различные минеральные масла, ароматические углеводороды, хлорид железа, свинца и многое другое. Внимание! Такие «противозадирники» в основном не применяются как самостоятельные присадки. Обычно к ним добавляются другие, с тем же принципом действия. Таким образом, эффект суммируется, а гарантии на его достижение автоматически повышаются.
Также, хорошей присадкой можно назвать и ту, которая содержит химические соединения фосфора (триарил- и триалкилфосфаты), представленные органическими производными фосфористых и фосфорных кислот и солями эфиров с кислой средой. И все же эффективность таких присадок при высоких ударных нагрузках и скоростях оставляет желать лучшего.
Отрицательные свойства противозадирных присадок
- Иногда действие этих добавок может не соответствовать ожидаемому результату. Нередки случаи, когда антизадирные присадки не снижают износ металла, а – наоборот, способствуют быстрому старению деталей и потере их прежнего облика, в связи с чем те приходят в негодность. Вот почему важно использовать конкретную присадку в совокупности с другой;
- присадки изменяют свойства металлов не только в лучшую сторону – их характеристики становятся более схожими с аналогами сплавов, нежели чистых соединений. Поэтому, плавление деталей автомобиля, которые вступили в связь с присадкой, достигается при значительно меньших температурах, что тоже нежелательно. Ведь при перегреве контактирующие поверхности деталей в некоторых местах могут соединиться воедино, в результате чего их скольжение будет попросту невозможным. Однако подобное случается крайне редко;
- частично негативным свойством противозадирных присадок является и то, что они коррозируют медь и большинство её сплавов. Тем не менее, здесь есть и положительная сторона, ведь этот металл, даже в соединении с другими, может оказывать каталитическое влияние на окисление масла;
- если та или иная присадка, имеющая упомянутое действие, содержится в трансмиссионном масле, то она нередко может принять агрессивную коррозионную среду, особенно при высоких температурах. Во избежание этого, в масло необходимо добавить коррозионный ингибитор.