Какие существуют присадки для двигателей и какой эффект может быть получен в результате их применения

Присадки в масло
Присадки для двигателя внутреннего сгорания

Достаточно большой интерес вызывают присадки в масло ДВС, снижающие трение, уменьшающие и предотвращающие износ, и выполняющие ряд других полезных функций. Тем не менее, такие присадки могут наносить двигателю и определенный вред, поэтому в них стоит разобраться подробнее.

В большинстве своем такие средства подразделяются на три основных категории:

  • Присадки, основанные на минеральных порошках, такие как Супротек, Хадо, Форсан и другие.

Данные добавки осуществляют микрошлифовку трущихся поверхностей мотора с образованием слоя металлокерамики, имеющего низкий коэффициент износа и трения. Для данной категории присадок проводились испытания на двигателях российского производства: брали изрядно изношенный двигатель с неравномерностью компрессии и следами значительного износа, заливали в него свежее масло с тестируемой присадкой, после чего мотор обкатывали на стенде.

В результате наблюдалось явное оживление двигателя, его разбор показывал выровненные поверхности шеек вала и цилиндров, но при этом тронки поршней были покрыты сеточкой из небольших царапин.

  • Присадки, основанные на металлоплакирующих составах, самыми распостраненными из которых являются Металлайз, РиМЕТ, Ресурс, Трибо и прочие.
Присадка РиМЕТ
Добавка РиМЕТ

В составе таких добавок присутствуют мягкие металлы в форме мелкодисперсного порошка или же в ионном виде. Попадая в зоны трения, данные составы образуют на поверхностях деталей тончайший плакирующий слой, исправляющий микродефекты, способствующий тем самым улучшению функционирования подшипников в коленчатом вале и деталей, которые входят в цилиндропоршневую группу.

Отрицательным моментом является то, что восстанавливающий эффект является нестойким, так как, несмотря на большое количество материала для создания поверхностей в зонах изнашивания, срок службы сформированного слоя оказывается явно недостаточным из-за применения мягких металлов.

  • Добавки, оказывающие на поверхности трения определенное химическое воздействие и образующие защитные слои с применением процесса хемосорбирования.

Сюда относятся различные кондиционеры металла наподобие Энергия-3000, Феном, ER и т.д. Согласно принципу работы данных присадок, защитный плакирующий слой формируется в результате использования продуктов изнашивания.

В составе этих препаратов применяется ряд активных веществ, таких как полиэфиры и хлорпарафины. В условиях высокой температуры и давления в зонах трения они осуществляют перевод в ионное состояние металлических продуктов изнашивания, возвращая затем их в участки трения.

Отдельно следует рассмотреть и отрицательные моменты применения присадок. Известно, что добавки, основанные на минеральных порошках, наносят ущерб, заключающийся в засорении масляных каналов. Это подтверждает лишний раз, что в них присутствуют твердые мелкие частицы, при этом давление прохождения через масляные фильтры снижается в результате засора перепускных клапанов.

Хонингованные цилиндры
Процедура хонингования

Кроме того, поверхности цилиндров подвергаются технологической обработке, называемой хонингованием, заключающейся в нанесении мельчайших рисок, призванных осаждать моторное масло на стенки цилиндров. В случае использования препаратов на основе металлоплакирующих составов данные риски выравниваются, что приводит к снижению трения, а после исчезновения пленки металлоплакирующего слоя износ становится более интенсивным.

Можно рассмотреть и другой популярный эксперимент с двумя идентичными двигателями, в одном из которых присутствовала присадка. После отработки определенного времени из обоих моторов было слито масло, после чего они были снова запущены на стенде. После разбора двигателей обнаружился полный износ обоих, в первую очередь заключавшийся в повреждении подшипников нижних головок шатуна, но в двигателе, работавшем с присадкой, так же наблюдались повреждения стенок цилиндров. Получается, что масляные присадки удаляют защитные слои смазки, в результате чего больше всего страдают кольца поршней, особенно нуждающиеся в достаточном количестве масла.

Ссылка на основную публикацию