(18.06.13) Валентин
Я начинающий водитель, с вопросами, куда какое масло нужно заливать, кажется, разобрался. Пожалуйста, объясните мне, какие существуют марки трансмиссионных масел, и чем они отличаются друг от друга.
Трудно переоценить важность воздействия трансмиссионной смазочной жидкости на узлы механической коробки передач и ведущие мосты автомобиля. Она обволакивает детали, создавая пленку, благодаря которой возможны большие нагрузки на детали.
Раньше в России классификация трансмиссионного масла осуществлялась в соответствии с ГОСТом. Но со временем в страну хлынул поток импортной продукции, которая очень быстро стала популярной. И теперь современному автолюбителю следует знать не только классификацию советского периода, но и международную, чтобы ориентироваться в вопросах использования трансмиссионного масла.
- Марки трансмиссионного масла по советскому ГОСТу
Чтобы выбрать «правильное» смазочное средство для коробки передач автомобиля, нужно знать, что оно бывает разных марок. В основе деления: вязкость и эксплуатационные качества. Трансмиссионная смазка должна работать на увеличение срока работы деталей, снижение потери энергии и температуры трения. Кроме того, она должно предохранять детали машины от ржавчины.
Советские стандарты определяют следующие виды трансмиссионных марок: ТМ-2-18 (Тэп-15), ТМ-3-9(Тсп-10),ТМ-3-18 (Тап-15в, ТСп-15к, ТАД-17и), ТМ-3-93. Они использовались в отечественных автомобилях: «Волга», «Жигули», «Москвич». В них было несколько иное строение зубьев, чем у современных машин, которые отличаются более сложным устройством. ГОСТ отражает в маркировке масла уровень напряженности работы, а также вязкость.
Чтобы было понятнее, разберем пример. Так, смазочные жидкости марки ТМ-5-18 можно прочитать следующим образом: Трансмиссионное Масло (ТМ), первая цифра — группа по эксплуатационным свойствам, вторая — класс вязкости. Различают четыре класса по вязкости и пять по эксплуатационным качествам.
Каждой машине соответствует свое соотношение этих двух параметров. Оно указано в инструкции по использованию автомобиля. Но чаще всего дельный совет может дать мастер после осмотра транспортного средства, особенно, если машина отечественного производства и далеко не первой свежести.
- Западная маркировка автомобилей
Сегодня практически все автолюбители предпочитают иметь машину импортного производства. Она лучше по всем параметрам, поэтому так важно знать маркировку, которую предлагает мировой рынок трансмиссионных масел.
В классификации вязкости используется аббревиатура SAE J306. В соответствии со свойствами смазочных жидкостей, определено 6 классов вязкости. Следует знать, что, если на масле стоит буква W, значит это масло относится к зимним, если этого знака нет, — оно относится к летним. В последнее время все большую популярность приобретают всесезонные смазки. В них сочетаются лучшие свойства двух сезонных трансмиссионных масел. Маркировка для них будет выглядеть следующим образом: 75W-90 или 85W0140.
Что касается эксплуатационных качеств, то в мире сегодня принята американская система, разработанная институтом API. В пяти категориях заключены такие свойства, как применяемость и уровень качества продуктов.
В такой маркировке на упаковке значатся следующие знаки: GL-1, GL-2, GL-3, GL-4, GL-5. Им соответствуют аналоги российского производства, помеченные уже знакомыми буквами ТМ.
Как правило, масло GL-5 используется для смазки ведущего моста, а класса GL-4 — механической коробки. Кстати, отечественные производители не выпускают аналогов GL-4.
Кажется, что разобраться с марками трансмиссионных смазочных жидкостей не так сложно. Труднее найти на современном рынке действительно качественное изделие.