Автовладельцы знают, что выбор правильного моторного масла для двигателя — задача не из легких. Чаще производитель предлагает конкретную марку масла и его вид. Нужно как можно точнее выбрать подходящее моторное масло, чтобы двигатель не преподносил сюрпризы в самые неподходящие моменты. Ведь масло обязано охлаждать мотор и снижать возможность появления на деталях различных отложений.
Вязкость обычного масла 6-20 мм²/с при 100 °С. При этом существует масло GM с низким содержанием органических добавок, его называют синтетическим. Подобные разновидности — масло GM 5W30, 5W40. Вязкость этих масел на открытых и зубчатых передачах — 50-500 мм²/с при 100 °С. Такая разновидность масла заставляет часто протирать места соприкосновения, поскольку остается труха или осадок, но воздействие его более чем защитное.
Получают масло GM из экстрактов селективной очистки тяжелых масс от нефтяных масел, к этому добавляют дистиллятные масла и жидкость, содержащую огромное количество фосфора, хлора, серы либо дисульфида молибдена. Такие добавки позволяют маслу долгое время быть в нужной вязкой консистенции.
Характеристики масла
Сейчас среди автолюбителей пользуется популярностью моторное масло GM. Его производит компания General Motors, что больше всего говорит в его пользу. Подобные масла производят и во французской компании Motul Specific. Обе компании сотрудничают между собой и создают, например, такие гибриды, как 5W 30, 5W40. Это трансмиссионное масло создано для компании Дженерал Моторс и используется на общих основаниях.
Его действительно огромный плюс в том, что оно имеет в своей линейке десятки различных конфигураций, подходящих буквально под все автомобили. Но ни в коем случае нельзя его заливать в автомобили, выпущенные ранее 1980 года. Так вышло, что моторное масло GM вызывает у материалов, исполнение которых раньше преобладало, реакцию окисления. Поэтому очень часто на машинах, вышедших раньше 80-х годов, при его использовании чувствуется запах гари, начинают стучать детали, которые были в идеальном состоянии, и проявляются прочие неприятности.
Часто в автомобилях с низким количеством оборотов масло просто замерзает. Одним из самых популярных в смазочной категории является масло 5W 30. Оно вызывает интерес к себе и тем, что в технических характеристиках автомобиля при выпуске с завода рекомендуют использовать именно 5W30. В список автомобильных марок, которые вводят это масло в спектр желательных, входят Opel, Chevrolet, Daewoo, BMW, Mercedes.
Масло 5W 30 имеет сертификаты API SM, API CF, ACEA A3/B4, ACEA A3/B3 и ACEA C3 и допуски от MB 229.51, VW 505.01, VW 505.00, VW 502.00, BMW LongLife-04, Dexos2, GM-LL-B-025, GM-LL-A-025. Для многих автолюбителей это говорит само за себя. Кроме того, оно не оставляет налипших осадков и при правильном использовании и отсутствии комбинирования не замерзает и не оставляет портящих механизмы отложений. По этой же причине нужно точно контролировать поступающее в мотор масло и моменты его расхода.
Стоимость GM 5W колеблется от 250 до 2000 рублей в зависимости от объема: 1 литр и 5 литров. Средняя цена масла не превышает 325 рублей за литр и 1600 рублей за пять. Расход GM 5W не слишком большой, все показатели обычно превышают 9500 км. Это масло предназначено и для дизельных, и для бензиновых агрегатов.
Особенности масла 5W40
Доработанное GM 5W 30 — масло 5W40. Идет только для Renault, но тем не менее пользуется огромной популярностью у владельцев машин российского производства. 5W40 имеет чуть меньше сертификатов и гарантий, нежели его предшественник 5W30, но является наиболее востребованным на рынке РФ. GM 5W40 возможно использовать даже в самые сильные морозы, оно не густеет, не застывает, имеет то же влияние на детали, как и при первичной заливке.
Но если 5W40 использовать летом при температурах выше 40°, может случиться масса неприятностей: жидкость может закаменеть. Это не так страшно для мотора, если оставалось немного масла 5W40, а если было залито большое количество, то двигатель перестанет работать. 5W40 обходится немного дороже для разовой покупки, средняя цена составляет 400-5000 рублей.
В местностях с частыми морозами стоимость 5W40, соответственно, выше среднего, но обычно хватает одной большой канистры на сезон заморозков. В другое время года предпочитают все же использовать масла с другой маркировкой. Кроме того, масло 5W40 не сильно охлаждает мотор, и после +20° двигатель начинает нагреваться.
Очень похожее на 5W40 — масло 10W 40. Оно имеет максимальную категорию вязкости и повышенное количество фосфора. При этом 10W40 требует наиболее частой замены и больше подходит для летнего использования. Но по всемирной системе оно считается всесезонным.
Классификация автомасел
GM 10W стоит рассмотреть подробнее. На авторынках страны слишком много масел, чтобы точно понимать, что именно заливается в машину, а потому импортными компаниями была принята единая разметка. Такая классификация, как GM 10W, позволяет выбирать между несколькими производителями, на месте сравнивая плюсы и минусы этих жидкостей, так как вся информация указана на таре.
SAE — классификация вязкости, ее ввело сообщество автоинженеров. Такая разметка позволяет учесть все моменты использования при определенных температурах и примерные расходы автомобилиста на содержание машины. Моторное масло принято разделять на:
- летнее — от 10 до 40 °С, имеет разметку SAE 10, SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60;
- зимнее — от 0 до -35°, помечено как SAE 0W, SAE 5W40, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W;
- всесезонное — от -30 до +40°, подписано 5W30, 10W40 и т. д.
API — класс качества, введен все теми же инженерами и разделяет бензиновые и дизельные двигатели. Так, на приглянувшемся вам масле можно увидеть обозначение:
- S — масло подходит только для бензиновых двигателей;
- С — это автомобильное масло предназначено исключительно для дизельного мотора.
Как известно, требования к качеству повышаются постоянно, а потому к первой букве дописывают и цифры, и буквы, они тоже несут определенный смысл. Цифра означает такт двигателя, потому «двойка» означает принадлежность к смазывающим материалам двухтактного двигателя. Но это применяется только для дизелей. У таких показателей есть и аналоги из Европы, так, показатель API совпадает с ACEA. Потребность в этом возникает из-за того, что двигатели западных и европейских производителей различаются по техническим характерам.
ILSAC — показатель нанесения вреда экологии от переработки масел. Чаще всего такой значок применяется в Японии, тем не менее стало популярным использовать его повсеместно. Если есть такой знак, то характерным для масла будет повышенный синтетический состав, соответственно, минимум органических соединений, малая летучесть. То есть будет осадок, несмотря на последний фактор — повышенную фильтруемость, и низкое образование пены. Для некоторых автомобилей это опасная смесь, поэтому перед применением рекомендуется посмотреть технические характеристики мотора вашего авто и узнать, насколько легкий к нему доступ, так как в случае крайней необходимости масло придется менять.
Energy Conserving — самая интересная классификация, она указывает на энергосберегающие качества машинного масла. Компании, использующие и по сей день маркировку 10-12 годов, применяют аббревиатуры EC I и EC II, это экономия до 1,5 % и до 2,7 % соответственно. Наиболее современные марки отказались от подобных меток, оставляя только прямо сообщающее название о принадлежности к этой категории. И сколько именно можно будет на этом сэкономить — неизвестно, кроме того, у продавцов появляется шанс манипулировать ценовой политикой, утверждая, что одно масло сэкономит больше, чем другое, накручивая пару сотен рублей.
Выбор и покупка масла
Где приобретать такие масла, как 5W 30, 5W40 и GM 10W 40? Так как эти продукты становятся все более профильными, лучше не приобретать подобные средства на машинных рынках или с рук. Не рекомендуется потому, что продавцы разбавляют их похожей по цвету жидкостью, и очень часто, приобретая масло, можно купить подкрашенную воду с желатином. Не так велика потеря в случае, если жидкость еще не залита, а если она оказалась в машине, то дело может дойти до замены ее деталей.
Велика вероятность не такого большого подлога, но не менее неприятного, когда одно масло — и качеством выше, и ценой больше — заменяют дешевым очищенным. Естественно, что моторное масло либо замерзнет, либо испарится, что тоже очень плохо влияет на механизм. Рекомендуется приобретать масла либо на проверенных сайтах, либо в профильных автомагазинах, в таком случае бракованный товар есть куда возвращать.
Есть и еще одна особенность масел. После проведенного тестирования всех жидкостей оказалось, что некоторые разновидности масел, несмотря на зимний или летний сертификат, не отвечают заявленным качествам. И именно поэтому рекомендуется использовать только «родное» масло либо то, которое было найдено посредством жесткого отбора.
Также автомеханики рекомендуют не менять один бренд на другой, поскольку каждый из них оставляет свой несмываемый осадок. И даже если моторное масло почти полностью на синтетике, это не значит, что в нем нет химической реакции. Несмотря на все плюсы и минусы, сложности выбора определенной классификации, сложные характеристики самого автомобиля, совместный продукт двух рассмотренных компаний признан лучшим среди подобных материалов по соотношению цены и качества.
Во-первых, эти производители следят за внутренним качеством продукта, постоянно внося изменения в состав, чтобы наиболее четко входить в спектр требований любого автомобиля. Во-вторых, это весьма крупные компании, которые отслеживают подделки и пресекают подобные действия, сокращая количество так называемого заводского брака.
В-третьих, они имеют две разновидности очистки Dexos, что тоже является показателем высокого качества и выполнения всех требующихся функций охлаждения, сводит к минимуму нагар и копоть, оставляет меньшее количество осадка, в частности, выходит полностью.