Инструкция по замене масла в коробке передач ВАЗ 2109

Заливка нового маслаМеханическая коробка переключения передач ВАЗ 2109 считается достаточно надежным агрегатом и не требует какого-либо специального обслуживания. За исключением выхода ее из строя, но это достаточно редкий случай. Единственная операция, которую нужно периодически выполнять с КПП ВАЗ 2109 для ее долговечной и надежной эксплуатации — это замена масла.

Общая информация

Инструкция по эксплуатации автомобиля от завода-производителя гласит, что интервал между заменами смазки в КПП — 75 тысяч км или 1 раз в 5 лет. На практике выдерживать такой большой промежуток не рекомендуется. Дело в том, что реальные условия эксплуатации автомобиля по нашим дорогам считаются тяжелыми. А в тяжелых условиях все интервалы между заменами расходных материалов необходимо сокращать. Особенно это касается машин, эксплуатируемых в сельской местности. Поэтому менять масло в коробке передач ВАЗ 2109 лучше не реже чем 1 раз на 50 тысяч км.

В «девятках», которые выпускались в первые годы, масло в коробку заливали такое же, как и в двигатель. Это рекомендовал и производитель. Несколько позже на рынке появились специальные трансмиссионные масла для ВАЗ 2108-09 марок 80W-85, 80W-90, которые стал рекомендовать к применению завод-изготовитель, их лучше использовать и сейчас. Тем не менее заливка моторного масла в КПП не будет ошибкой, но нужно понимать нюансы:

  • менять моторное масло в КПП нужно так же часто, как и в силовом агрегате;
  • срок службы коробки уменьшится, в ней могут появиться шумы.

По этим причинам моторную смазку можно заливать в КПП только в крайнем случае. Количество смазки зависит от конструкции узла, старые агрегаты были четырехступенчатыми, а позже появились пятиступенчатые. Необходимый объем трансмиссионного масла — 3 л и 3.3 л соответственно.

Замена масла в коробке передач
Масло в коробку передач заливается с помощью шприца

Подготовка к выполнению работ

Первое, что нужно знать — замена масла в коробке передач ВАЗ девятой модели выполняется после прогрева этого узла. Если вы решили выполнить операцию сразу после поездки, то это идеальный вариант. В противном случае придется выехать из гаража и проехать несколько километров, так как узел не прогреется на холостых оборотах двигателя, если машина стоит на месте, по понятным причинам. Потребуется смотровая канава либо эстакада, без нее выполнить работу будет крайне затруднительно. Вот перечень инструментов и материалов, которые будут нужны при замене.

  1. Ключ размером 17 мм, рожковый или накидная головка.
  2. Поддон для слива отработки.
  3. Заливная воронка, к горловине которой нужно надежно прикрепить шланг или трубку длиной около полуметра.
  4. Приспособление для освещения (фонарик или переносная лампа).
  5. Ветошь для удаления потеков масла.

После того как машина установлена на смотровой канаве или эстакаде и зафиксирована ручным тормозом, рекомендуется снять защиту поддона картера. Возможно, многие посчитают это лишней работой, так как в защите имеется специальный проем для доступа к горловине. Но при вытекании из картера струя масла попадает в него частично, а другая часть растекается по внутренней поверхности защиты и начинает капать со всех сторон. Все это придется вытирать, а оставшееся на защитном кожухе масло будет впоследствии притягивать пыль и грязь.

Последовательность действий

Замена масла в КПП ВАЗ 2109 начинается со слива отработки из масляного картера. Он располагается с левой стороны (по ходу автомобиля), в верхней его части находится пробка сливного отверстия. Ее нужно ослабить ключом на 17, подставить поддон или ведерко и дальше продолжать откручивать пробку рукой. В последний момент руку с пробкой надо резко убрать в сторону.

Контроль уровня масла с помощью отметок на щупе
Щуп коробки передач позволяет контролировать уровень масла в ней в процессе заливки

Чтобы не держать ведерко под струей отработки, можно через проем смотровой канавы положить доску, а ведро поставить на него. Теперь нужно дать некоторое время (от 15 мин до получаса) для полного вытекания отработанного масла. По окончании пробку необходимо закрутить на место и аккуратно поджать ключом. Следующий этап — заливка свежего масла в коробку ВАЗ 2109. Следует открыть капот и найти щуп уровня смазки, извлечь его и протереть ветошью.

Доступ к заливному отверстию весьма ограничен, поэтому и нужна воронка со шлангом. Конец шланга нужно вставить в заливное отверстие, после чего приступить к заливке. Поскольку трансмиссионное масло достаточно вязкое, течь оно будет медленно, и процесс может несколько затянуться. Совет: в холодное время года новую смазку перед применением лучше выдержать пару часов около источника тепла, тогда залить его удастся быстрее.

Контролировать количество залитой смазки можно по меткам на канистре, в необходимый момент нужно будет остановиться, извлечь шланг и замерить уровень щупом. Он должен находиться посередине между отметками минимума и максимума, в противном случае нужно доливать масло. В более старых «девятках» щуп уровня в коробке передач отсутствует. Вместо него над сливной пробкой имеется отверстие для залива масла.

Расположено оно достаточно неудобно, поэтому идеальный вариант — это заполнение масляного картера с помощью специального шприца. Такой есть на всех станциях техобслуживания, но далеко не у всех автолюбителей. Решение следующее: трубку, прикрепленную к воронке, делают более длинной и вставляют в это отверстие, выводя другой конец в подкапотное пространство. Помощник держит воронку и наполняет ее маслом, а хозяин авто контролирует уровень, находясь в смотровой канаве.

При выполнении замены масла в КПП нужно также прочистить сапун, на штуцере которого надет резиновый колпачок. Выполнив всю эту несложную работу, вы будете спокойны за надежную работу и ресурс коробки передач своей ВАЗ 2109.

Ссылка на основную публикацию