Замена маслосъемных колпачков на автомобиле ВАЗ 2109

Почти каждый владелец вазовской «девятки» рано или поздно сталкивается с необходимостью постоянно доливать моторное масло в силовой агрегат, но не всегда понимает, что машине нужно не это. В некоторых случаях требуется замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109. Процедура эта не слишком сложная, при наличии некоторых навыков  ее можно выполнить самостоятельно.

Детали под замену

Когда требуется заменить колпачки

Начинается все обычно так: после запуска двигателя загорается лампочка датчика давления масла. Владелец авто начинает ходить вокруг моторного отсека в поиске протечек масла и, ничего не найдя, проверяет щупом уровень смазки в картере двигателя. Убедившись в том, что ее мало, он просто доливает необходимое количество. Однако не проходит и недели при активной эксплуатации авто, как смазка снова исчезает, датчик давления масла ВАЗ 2109 вновь сигнализирует, и подливание оксоли становится такой же обыденной процедурой, как и дозаправка топлива.

А причина повышенного расхода смазки обычно заключается в том, что маслосъемные колпачки (МСК), расположенные в головке блока цилиндров (ГБЦ), перестали выполнять свою функцию и попросту стали пропускать масло в камеру сгорания. Маслосъемный колпачок предназначен для контроля использования моторного масла. Колпачок плотно прилегает к клапану, пропуская столько смазочного вещества, сколько требуется для нормальной работы двигателя. Для изготовления маслосъемных колпачков используется специальная резина, которая с течением времени стареет, утрачивает эластичность, ее основание отходит, приводя к разрушению этих деталей. В результате он начинает пропускать все большее и большее количество масла, существенно повышая его потребление.

Если выхлопные газы машины имеют ярко выраженный сизый оттенок, замена маслосъемных колпачков должна быть выполнена как можно быстрее. Иначе впоследствии ремонт ГБЦ обойдется слишком дорого.

Рекомендации по диагностике неисправности

Если при запуске мотора в вашем автомобиле загорелся индикатор слишком низкого уровня моторного масла в картере (он есть только в машинах с высокой передней панелью, в автомобилях с низкой индикатор имеет только датчик аварийного давления масла), сначала необходимо немедленно заглушить двигатель. Затем нужно осмотреть силовой агрегат на предмет протечек. Если их нет, то через 20 минут необходимо проверить уровень смазки в картере с помощью щупа. Если уровень нормальный (между отметками min и max), следует проверить датчик уровня масла. Он расположен рядом с масляным фильтром. Всегда гораздо легче и дешевле заменить неисправный датчик, чем разбирать силовой агрегат из-за мнимой поломки.

Для замены колпачков понадобятся следующие инструменты:

  • устройство, с помощью которого осуществляется напрессовка колпачков (оправка);
  • устройство для сжимания пружин клапанов;
  • плоскогубцы;
  • пинцет;
  • оловянный пруток диаметром примерно в 8 мм и длиной не менее 20 см.

Кроме того, пригодится стандартный набор ключей.

Процедура замены колпачков

Перед заменой колпачков сначала необходимо слить смазку из двигателя и снять масляный фильтр ВАЗ 2109. Для слива масла достаточно открутить одну пробку в картере и подставить под отверстие ведро. Перед выполнением этой процедуры обычно рекомендуется завести и разогреть двигатель хотя бы до 50 °С. Алгоритм замены маслосъемных колпачков на авто с карбюраторной топливной системой представлен ниже.

  1. Сначала снимите воздушный фильтр ВАЗ 2109.
  2. Затем демонтируйте трамблер, бензонасос и привод вспомогательных агрегатов.
  3. После этого демонтируйте шестеренку привода распределительного вала.
  4. Далее снимите крышку ГБЦ и корпуса подшипников распределительного вала.
  5. Затем демонтируйте распределительный вал.
  6. Поставьте машину на ручной тормоз и поднимите ее передок на опоры.
  7. Выкрутите все свечи.
  8. Поверните переднее колесо, поднимите поршень 1 цилиндра до упора.
  9. Воткните оловянный прут в свечное отверстие так, чтобы он оказался между поршнем и клапанами.
  10. Выньте толкатель.
  11. Сожмите пружины клапана специальным устройством.
  12. Вытащите сухари клапана при помощи пинцета.
  13. Разожмите пружины и вытащите их в сборе с чашками.
  14. Аккуратно схватите колпачок клапана плоскогубцами и вытяните его строго вверх.
  15. Затем установите новый колпачок в оправку, сняв с него пружинку, и обильно смажьте его и ножку клапана новым моторным маслом.
  16. При помощи оправки аккуратно вставьте колпачок в нижнюю чашку до конца.
  17. Установите все пружины, сухари, чашку и толкатель на место и повторите процедуры, описанные в пунктах 9-15 со 2 клапаном 1 цилиндра.
  18. Выньте пруток и повторите процедуры 7-16 с клапанами остальных цилиндров.
  19. После этого соберите все в обратной последовательности.

На машинах с инжекторной системой подачи топлива процедуры, описанные в пунктах 1 и 2, не производятся. При установке нового масляного фильтра необходимо смазать его уплотнительное кольцо моторным маслом и закручивать деталь только руками.

Как видно, процедура является не настолько сложной, как могло бы показаться на первый взгляд. При помощи приведенной инструкции вы сможете успешно выполнять замену изношенных маслосъемных колпачков, не опасаясь каких-либо непредвиденных последствий. Главное при этом – приступать к устранению неполадки при первых же подозрениях на ее возникновение!

Ссылка на основную публикацию