Количество владельцев автомобилей с автоматической коробкой переключения передач растет. Полная замена масла в АКПП – одна из основных проблем автолюбителей. Когда и как самостоятельно проводится данная операция? Необходимо сначала установить, нужна ли указанная процедура конкретно вашей машине, так как сейчас создано новое поколение транспортных средств, у которых замена масла в АКПП не предусмотрена заводом-изготовителем, и жидкость в автоматической коробке находится весь срок службы трансмиссии.
Нужно знать, что существуют коренные отличия между процедурой замены масла в силовом агрегате и коробке передач. В последнем случае не получится просто извлечь отработанную жидкость и заменить недавно приобретенной. Бытует мнение, что в ходе обслуживающих работ заливать свежую жидкость не нужно, так как при этой процедуре возникает разбалансировка состава внутри трансмиссии. Однако замена масла АКПП служит катализатором очищения забитых каналов коробки и является профилактическим средством, продлевающим срок работы указанного механизма.
Контроль уровня масла в АКПП
Осуществлять такой контроль необходимо через каждые 5 тыс. км, а также при очередном ТО автотранспорта для выявления низкого уровня смазочной жидкости в АКПП, о чем могут свидетельствовать:
- отсутствует движение после включения;
- дополнительные шумовые эффекты в коробке;
- переключение передач выполняется протяжно и глубоко.
Причины указанных нарушений.
- Попадание смазки из коробки передач в жидкость для охлаждения силового агрегата.
- Механическое повреждение прокладок и сальников, возникновение наружного протекания.
- Перетекание смазок на автомобилях с передним и задним приводом.
- Неисправность вакуумных элементов, повлекших высасывание масла.
ТО автоматической коробки переключения передач необходимо даже в тех случаях, когда это не требуется по условиям эксплуатации, так как жидкость в трансмиссии выполняет ряд функций, без которых невозможна правильная работа автомобиля:
- смазывание всех трущихся механизмов;
- удаление механических отходов, возникающих при трении деталей в коробке;
- соблюдение температурного режима во фрикционных элементах и гидротрансформаторе путем отвода тепла для передачи крутящего момента от силового агрегата автомобиля к АКПП.
Замена масла в АКПП проводится незамедлительно, если жидкость имеет запах гари или цвет ее стал намного темнее обычного.
Когда нужно менять смазку и как это сделать
Своевременно выявив причины неисправности и установив, что нужна полная или частичная замена масла, можно продлить амортизационный ресурс коробки переключения передач. Замена технической жидкости в АКПП проводится один раз в 5 лет или через 75-85 тыс. км. В случае экстремальной эксплуатации автомобиля указанный срок уменьшается в три раза.
В АКПП применяется специализированная жидкость красного цвета и практически без запаха. Неверно мнение, что замена масла проводится легко и полностью. Слив его из коробки через специальное отверстие приведет к обновлению только 40 % жидкости. Можно встретить АКПП, где сливные пробки не предусмотрены заводом-изготовителем. У таких автомобилей проводится демонтаж поддона, после чего меняется его прокладка.
Приобретая автотранспорт с коробкой-автомат, который уже находился в эксплуатации, необходимо провести диагностическое обследование с целью оценки состояния механизма трансмиссии.
- Когда проводилась замена масла?
- Была ли полная или частичная замена оксоли?
- Какая марка у технической жидкости?
Следует учитывать, что диагностические мероприятия на порядок дешевле, чем ремонт АКПП. В случае отсутствия возможности проведения профилактики в специализированных условиях возможна замена масла в АКПП своими руками. Процедура замены смазывающей жидкости состоит из следующих этапов.
- Слить отработанную жидкость из автоматической коробки через сливное отверстие, расположенное в поддоне коробки, или использовать насос для принудительной откачки жидкости.
- Предварительно удостоверившись в том, что масло в коробке и новое совместимы по своим физико-химическим характеристикам, добавить последнее в трансмиссию до необходимого уровня (это позволит обновить 35-40 % общего объема жидкости).
- Пройдите на автомобиле около 150 км и снова замените масло, что обновит его на 55-65 %.
- Снова проезжаем указанное расстояние и третий раз проводим слив и залив.
В ходе проведения работ происходит замена почти 80 % жидкости. Полная замена масла в АКПП своими руками экономически нерациональна: чтобы заменить всю жидкость в коробке, необходимо 110 % масла от первоначального объема. Уменьшить количество циклов тоже нельзя, так как пропадает целесообразность процедуры.
Альтернативный способ замены
Полностью поменять масло в АКПП можно еще одним способом.
- Проводится прогревание жидкости, находящейся в трансмиссионном механизме. Для этого нужно проехать на автомобиле около 10 км.
- С соблюдением мер безопасности сливаем горячее масло через отверстие для слива, расположенное в поддоне. Откручиваем поддон и сливаем остатки жидкости.
- Проводим демонтаж фильтра. Если фильтр пригоден к последующей эксплуатации, выполняем его промывку.
- Освобождаем поддон от остатков грязевых отложений.
- Новый или промытый фильтр устанавливаем на место.
- Закрепляем поддон с новой прокладкой.
- Отключаем трубки для отвода масла от радиатора охлаждения.
- На видимые каналы для отвода трансмиссионной жидкости закрепляем шланги, которые опускаются в емкость для слива.
- Далее заводится двигатель автомобиля. Из шланга начнет вытекать отработка. Когда появится новая жидкость, двигатель глушится.
- Снятые трубки крепятся на штатные места.
- Проверяется уровень жидкости в коробке по меткам холодного двигателя. Проводится необходимый долив.
- Проезжаем 5 км и выравниваем уровень масла путем доливания по горячим меркам.
Используемые в последнее время автоматические коробки переключения передач столь разнообразны, что полная или частичная замена масла в АКПП без применения специализированного оборудования и наличия профессионального опыта крайне трудна, а порой и невозможна.
Старайтесь изучать свой автомобиль, тип его трансмиссии, марку жидкости, периоды проведения диагностического обслуживания, способы замены масел и частоту процедуры. Время, потраченное на изучение технической документации, даст возможность избежать непредвиденных расходов и повысит ваш профессиональный уровень.