Задать вопрос эксперту

Нужное количество смазки – залог стабильной работы двигателя

Прибор для измерения уровня смазки

Чип для измерения уровня смазки в двигателе

Вы, конечно, любите свою машину. Поэтому изучили не только кнопки и рукоятки в красивом салоне, но и заглянули под капот. И чего там только нет! Среди прочих железяк различной конфигурации прямо около двигателя есть кончик масляного щупа. Именно он помогает понять, большой расход масла в двигателе или он в норме.

Потянув за щуп, вы достанете тонкий длинный стержень, чем-то измазанный на самом кончике. А, приглядевшись, увидите нанесенные на него обозначения max и min. Жидкость, испачкавшая щуп, – это масло двигателя. А обозначения на нем – границы нормального уровня смазки.

Если кончик щупа испачкан ниже минимальной отметки, значит, произошел угар масла в двигателе. Нужно аккуратно долить смазочную жидкость, контролируя её уровень, чтобы он не перешел за верхнюю отметку – максимальную. Переизбыток движку тоже не на пользу.

Доливать масло в двигатель следует только при выключенном и остывшем моторе! Так вы обезопасите и себя, и машину.


Вернуться к оглавлению

Сходства и различия разных типов двигателей

Помимо бензиновых моторов, существуют еще и дизельные. И те, и другие относятся к двигателям внутреннего сгорания. Все, что касается первых, актуально и для вторых. Но есть существенные отличия в конструкциях и принципах работы:

  • Используемый вид топлива;
  • система его подачи;
  • наличие насоса для подачи горючего;
  • экономичность.
Как понимать показатели чипа

Максимальный и минимальный уровни смазки

С топливом понятно: в одни – бензин, в других – дизель. Трудно сказать, что лучше, это вопрос индивидуальных предпочтений. Главные отличия касаются системы формирования воздушно-топливной смеси и принципа её зажигания. В бензиновом двигателе смесь приготавливается в коллекторе, а затем поступает в цилиндр, где сжимается и воспламеняется.

В дизельном процесс начинается с цилиндра. В него поступает порция воздуха, которая подвергается затем сжатию. После этого в цилиндр впрыскивается под давлением топливо, воспламенение которого происходит как бы само собой в силу созданного в цилиндре высокого давления. Срабатывает зажигание – машина заводится.

На этом конструктивные отличия не заканчиваются. Чтобы удержать напор высокого давления, применяются более мощные впускные и выпускные клапаны. Впрыск топлива осуществляется насосом высокого давления. Работа устройства создает шум, да и стоимость его немаленькая. Но это с лихвой компенсируется высокой экологичностью и экономным расходом топлива. Мечтающие о новой машине вполне могут выбрать дизельный вариант.


Вернуться к оглавлению

Большой расход – большие проблемы

Работа как бензинового, так и дизельного двигателя невозможна без качественной смазки. Нет, конечно, какое-то время он сможет проработать и без масла. Но это чревато большими проблемами, так что лучше подобной ситуации не допускать.

Не забывайте время от времени доставать щуп и проверять количество смазочной жидкости. Помните: если вам приходится доливать больше 1 литра масла на каждые 10 000 километров пробега, значит, пора обращаться за помощью к специалистам. Такой расход свидетельствует о неисправности.

Так проверяют уровень смазки

Проверка уровня смазки в моторе

Причины того, что дизельный двигатель ест масло канистрами, могут быть разными:

  • чрезмерные нагрузки на двигатель;
  • износ цилиндров;
  • перегревание поршневых или компрессионных колей;
  • течь в прокладке масляного фильтра;
  • протечка смазки через сальники и многое другое.

В четверти случаев причиной утечка смазки является выход из строя насоса. Если так, устройство нужно срочно отремонтировать либо заменить на новое.


Вернуться к оглавлению

Что делать, когда уровень масла больше необходимого

Если очередная проверка масляного щупа вдруг показывает повышенный уровень масла в дизельном двигателе, радоваться не стоит, это, скорее, причина для беспокойства. Сначала проверяем в бачке количество антифриза, или охлаждающей жидкости. При обнаружении утечки охлаждающей жидкости, пытаемся разглядеть наличие в моторной смазке беловато-желтоватой эмульсии.

Антифриз может попасть в двигатель по нескольким причинам:

  1. возникла трещина в блоке цилиндров;
  2. сгорела часть прокладки цилиндра;
  3. «просела» гильза.
Уровень антифриза

Следует так же проверить уровень уровень антифриза

Если с антифризом все нормально, значит, в масло попало топливо. При такой ситуации смазки приобретают особенный запах, смешанный с запахом дизельного горючего, и становятся слишком жидкими. Причины неисправности могут быть следующие:

  1. изношенность поршней;
  2. истирание уплотнительных сальников;
  3. повреждение привода насоса;
  4. «пролив» форсунок.

При любом варианте без помощи мастера тут не обойтись. Нужно срочно устранять поломки, иначе двигатель может подвести вас в самый неподходящий момент. А безопасность на дороге – прежде всего!


Вернуться к оглавлению

Выбираем оптимальную смазку

Понять, какое моторное масло лучше для дизеля, помогут различные классификации. Например, по ГОСТ масла делятся на группы по уровням рабочих свойств, назначению и вязкости. Зарубежные производители качественного смазочного продукта применяют АРI – систему Американского института нефти.

В данной классификации масла разделяются на две основные категории: для бензиновых и дизельных двигателей. Смазочные жидкости для моторов на бензине обознаются S – Service и подразделяются на классы SA, SB, SD, SE и другие. Масла для дизелей именуются C – Commercial. Классы этих веществ – CA, CB, CC, CD и далее. Также смазки подразделяются на те, что предназначены для двухтактных моторов (CD-II, CF-2), и те, которые выпускаются для четырехтактных (CF-4, CG-4, CH-4).

Для сертификации API обязательно тестируют следующие свойства масел:

  • антикоррозийные;
  • противоизносные;
  • антиокислительные;
  • моющие и многие другие.

При маркировке масел, пригодных для любых движков, в американской системе используются обозначения разных классов, например, SJ/CH-4 или SF/CC. Современная классификация API включает пять классов масел категории С и три класса категории S. Кроме уже описанных, существуют еще классификации по АСЕА – европейский аналог API, а также ILSAC – классификация Международного комитета моторных масел.


Вернуться к оглавлению

Все об испытаниях

При проведении испытаний моделируются рабочие ситуации и задаются параметры проверки нужных характеристик. Такой тест масел для дизельных двигателей осуществляется периодически лабораторией ООО «ВИАЛ ОЙЛ». В ходе испытаний материал находился в обезличенной таре и был обозначен лишь порядковым номером. Тест проверял, прежде всего, химико-физические свойства продукта. С помощью специальной установки задавался реальный рабочий режим. Затем оценивалась склонность масел к окислению при высокой температуре.

Тестирование моторных смазок – процесс тонкий, сложный и трудоемкий. Проверяется масса характеристик, определяются основные параметры:

  • индекс вязкости;
  • температуры вспышки;
  • динамическая и кинематическая вязкость;
  • плотность;
  • содержание сульфатной золы.

Каждый производитель в обязательном порядке тестирует выпускаемую продукцию на соответствие нормативам, установленным для этих параметров.

Если число не укладывается в пределы, рассчитанные для данного класса, масло признается не соответствующим заявленной категории. Либо это бракованный продукт, любо налицо явный обман доверчивых автолюбителей.

Насколько точными не были бы проводимые испытания, они не могут в полной мере воссоздать реальные условия эксплуатации двигателя. Тем более что вариантов таких ситуаций бесчисленное количество. Подобные тесты проводятся в основном для отбраковки заведомо низкопробных продуктов.


Вернуться к оглавлению

Метод оптимальной оценки

Масло должно быть надежным и качественным

Масло должно быть качественным и от надежного производителя

Как же правильно выбрать масло, какое лучше всего использовать? Оптимально оценить эксплуатационные свойства позволяют исследовательские методы тестирования. В частности, испытание термоокислительной стабильности масла, то есть устойчивости к образованию смолистых и кислотных осадков при работе в режиме высоких температур.

На нагретых поверхностях двигателя смолистые вещества оставляют нагар и отложения углерода. При большом количестве таких образований заклинивают поршневые кольца и толкатели, как следствие – повышенный износ мотора. Кислотные осадки ускоряют коррозию металла и приводят в негодность уплотнители из резиновых материалов. И те, и другие образования наносят серьезный вред мотору, препятствуя его слаженной работе.

Тест на термоокислительную стабильность проводят путем искусственного окисления масел в лабораторных условиях под действием высоких температур. В присутствии кислорода смазка изменяет свои главные свойства, прежде всего, вязкость и щелочное число. Продукты окисления активно аккумулируются в ней.

При проведении теста измеряются главные параметры до окисления масла и после. По степени их изменения дается профессиональная оценка рабочих свойств продукта. Чем изменений меньше, тем масло выносливей к окислению, сопротивление его выше, что гарантирует долгую надежную работу двигателя.


Вернуться к оглавлению

Новый метод

В Российском государственном университете нефти и газа им. Губкина был разработан новый методов исследования смазочных материалов. Его автор – профессор Георгий Иосифович Шор. Этот метод используется для проверки масел, применяемых в современных форсированных двигателях.

В таких моторах условия эксплуатации более жесткие, и от смазки требуется больше выносливости. Значит, нужны и более суровые тестовые требования, которые и предъявляются к продукту при использовании метода Шора. Результат помогает максимально точно определить, какое моторное масло лучше для дизеля данной конкретной модели.

Долгая безаварийная служба двигателя непосредственно зависит от качества смазки, вовремя добавляемой в мотор заботливой рукой хозяина автомобиля. Ухаживайте за своей машиной, и тогда она будет с вами долгие годы!