Эксплуатация автомобилей с дизельными двигателями, независимо от класса транспортного средства, предусматривает использование специфического моторного масла, которое специально разработано для таких типов силовых агрегатов. Это связано с тем, что дизельные моторы не только отличаются от бензиновых по виду используемого топлива и определенным особенностям своего устройства, но и имеют существенную разницу в протекании процесса сгорания топлива и образующихся при этом вредных примесей.
Различия дизельного топлива и бензинов, влияющие на специфику моторных масел
Бензины и дизельное топливо, которые выпускается для заправки автотранспортных средств, имеют отличия по своим физическим, химическим свойствам и по содержанию вредных примесей. Главные аспекты, требующие использования особого моторного масла для дизелей:
- характеристика сгорания конкретного топлива и образование свойственных ему веществ;
- содержание вредных примесей.
Дизельные моторы имеют склонность к неполному сжиганию топлива на некоторых режимах и образованию сажи, которая попадает в систему смазки. Сажа после попадания в обычное моторное масло приводит к повышению его вязкости и ухудшению смазывающих свойств, повышению коэффициента трения между трущейся парой. Это приводит к сокращению срока его замены и ресурса двигателя. Вредные примеси, содержащиеся в дизельном топливе, предполагают содержание серы.
Так, ее количество в бензинах не превышает 0.03 %, в то же время дизельное топливо содержит до 0.3 % серы, в зависимости от нефтеперерабатывающего завода, на котором оно получено. Сера в процессе сгорания топлива способствует образованию сернокислых соединений, которые проникают в масляную среду и деактивируют моющие присадки и ингибиторы окисления, моторное масло чернеет, перестает полноценно выполнять смазывающие функции.
Спецификация масел по вязкости и возможность их использования в дизельных моторах
Мировой системой классификации всех автомобильных масел по их вязкости является SAE J300 (сообщество автомобильных инженеров). Согласно этой классификации выражается степень вязкости в условных единицах. Чем выше показатель, тем выше вязкость среды. Система предусматривает описание трех рядов вязкости продукта:
- зимнее;
- летнее;
- всесезонное.
Масло моторное зимнего типа классифицируется индексом вязкости и стоящей сзади буквой W (winter). Цифра указывает низкотемпературный предел динамической вязкости, т. е. способность двигателя к проворачиваемости и прокачиваемости. Также это значение характеризует минимальную кинематическую вязкость при прогретом моторе (100 °С).
Летнее моторное масло дизельное или бензиновое классифицируется одним числовым значением, указывающим максимальную и минимальную вязкость при полностью прогретом двигателе. Всесезонные продукты имеют в своем обозначении вязкости два параметра, например, SAE 5W30, где первое значение указывает на вязкость масла при низкой температуре, а второе — показывает вязкость при 100 °С.
То есть классификация указывает температурные границы использования. Смазочные материалы для дизелей в идеале должны иметь минимальное первое значение и высокое второе, так как дизельный двигатель подвержен большим нагрузкам между трущимися парами. В то же время запуск такого мотора при низких температурах требует минимального гидравлического сопротивления.
Если рассматривать SAE 5W30 и SAE 5W40, то в дизельный мотор предпочтительней заливать продукт SAE 5W40, имеющий более высокую вязкость при рабочей температуре. Некоторые температурные значения возможности прокачиваемости при вязкости:
- 5W30 -30 °С;
- 5W40 -30 °С;
- 10W 40 -25 °С;
- 15W40 -20 °C.
Минимальная вязкость при 100 °С:
- 5W30 — 9.3 мм²/с
- 5W40 — 12.6 мм²/с;
- 15W40 — 12.6 мм²/с.
То есть при одинаковых значениях вязкости в условиях минимальных температурных значений рабочий диапазон вязкости у марки 5W30 меньше. Это значение рекомендовано для бензиновых моторов.
Классификация масел по назначению
Международной системой классификации по назначению является классификатор API (разработан институтом нефти США). Все продукты подразделяются на следующие категории:
- S — для бензиновых моторов легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовиков малого класса;
- С — для дизельных моторов и прочей промышленной техники с ДВС.
Классификация изображается в виде двух букв, где первая это S или C, предназначение по категории, и вторая — показывает уровень эксплуатационных характеристик. Чем дальше расположена вторая буква от начала алфавита, тем качественней моторное масло. Масляная продукция с уровнем вязкости 10W 40, 15W40 часто выпускаются с универсальным комплектом присадок. В их обозначении отражается принадлежность к двум категориям, например — SF/CD или CD/SE.
Если первое значение бензиновой категории, то моторное масло предпочтительно для бензиновых двигателей, а в случае первых значений из дизельной категории продукт имеет пакет присадок для дизелей, но в то же время допускается использование в бензиновых моторах. Моторное масло с вязкостью 5W30 и 5W40 чаще встречается адаптированным под конкретный тип двигателя.
Отличия категорий масел по пакетам присадок и базовой основе
Из-за особенностей работы бензиновых и дизельных двигателей применяются разные пакеты присадок. Основные функции присадок в масле:
- моющие (способность смывать лаковые отложения и уносить их к фильтру);
- противоизносные;
- замедлители окисления и коррозии;
- антипенные;
- модификаторы сил трения.
Дизельный мотор требует особых присадок в смазке, которые не позволяют ей загустевать из-за попадания сажи и нейтрализовать образовавшиеся кислоты. Если применять продукт, разработанный на использование только в бензиновых двигателях, то описанные функциональные присадки не будут действовать по причине их отсутствия. Это приведет к повышению вязкости и кислотности, что в значительной мере повлияет на сроки эксплуатации.
Моторное масло, дизельное или бензиновое, может отличаться по своей основе. Базовый продукт для производства может быть следующих видов:
- минерального происхождения (продукт перегонки нефти);
- синтетический (полученный полимеризацией);
- полусинтетический, подразумевающий смесь базовых составляющих.
Масло моторное для дизелей может быть на любой основе, здесь требуется уточнить, что наиболее качественный продукт дает синтетическая база. Как правило, масла на этой основе требуют минимальный пакет присадок, в них практически отсутствуют загустители и парафины, что значительно удлиняет срок использования.
Обычно вся смазочная продукция для дизелей на основе синтетики имеет классификацию по вязкости 5W40 и 10W 40. Полусинтетическая основа может повышать предел вязкости при низких температурах. Для дизелей часто производят масла с вязкостью 10W 40 и 15W40 именно на такой основе. Важно учитывать тип и срок разработки мотора. Так, дизели прошлых лет выпуска не предназначены для работы на синтетических маслах в силу своей конструкции и сальниковых материалов.
Для подобных агрегатов рекомендовано применять продукты смазки с повышенными значениями вязкости 15W40, 15W50, которые изготовлены на минеральной основе. Моторное масло с вязкостью 5W30 при использовании в дизельных двигателях старой конструкции и с большим пробегом обычно значительно сокращает срок его службы, поэтому важно использовать для смазки именно тот продукт, который соответствует временам разработки агрегата.
Взаимозаменяемость моторных масел для дизеля
В умеренной климатической зоне допускается заменять моторное масло с рекомендованной классификацией на другое, с более низким индексом низкотемпературного предела. Например, 15W40 можно заменить на 10W 40, это в какой-то мере облегчит зимний запуск мотора и не изменит смазывающих свойств при достижении рабочей температуры. Замену смазочных материалов целесообразно производить и в случае эксплуатации старых дизелей, которым скоро предстоит капремонт.
В этом случае вязкостные данные 15W40 позволят сократить повышенный расход масла. Масло моторное дизельное с вязкостью 15W40 не рекомендуется использовать в высокооборотистых дизелях. Подобные моторы предусматривают применение специальных масел с необходимым комплектом присадок.
Выбор и замену смазывающих материалов желательно производить с рекомендациями для конкретного дизельного двигателя. Основное предназначения масел указано в классификации по назначению. Эта информация обязательно должна быть указана на упаковке. Подбор по параметрам вязкости рекомендуется производить с учетом климатической зоны использования, частоты холодных запусков, времени простоя при низких температурах.
Если по какой-либо причине невозможно произвести замену смазочных материалов на рекомендованные, то допускается использование подобных масел с небольшим отклонением по вязкости. Крайне нежелательно использовать универсальные автомасла с бензиновым уклоном, это может снизить ресурс мотора. Для высокооборотистых агрегатов, имеющих турбонаддув, требуется применять продукты, которые прошли испытания на заводе-изготовителе двигателя и рекомендованы к использованию.