Задать вопрос эксперту

Молибден в составе присадки влияет на энергосберегающие качества моторных масел


Содержание

  1. Принцип действия этих средств
  2. Нюансы, о которых следует знать

Порошок дисульфида молибдена

Дисульфид молибдена в порошке

На сегодняшний день существует множество как положительных, так и отрицательных отзывов автолюбителей об использовании в моторных маслах специальных добавок, в которых присутствует дисульфид молибдена. Попробуем понять, что же собой представляют молибденовые присадки в моторное масло, и какую функцию они выполняют при добавлении в смазочные материалы.

Сегодня ужесточаются требования к производителям двигателей и к изготовителям рецептов смазочных масел.

Использование модификаторов трения, при помощи которых в участках повреждений масляной пленки создаются антифрикционные слои, представляет собой один из вариантов обеспечения наличия энергосберегающих качеств у моторных масел.

Дисульфид молибдена представляет собой классическую противоизносную и противозадирную присадку для смазок и масел. Все компании, производящие моторные масла, в любом случае включают в состав своей продукции различные антифрикционные твердые или жидкие компоненты, такие как эстеры, керамика, дисульфид молибдена, графит и другие.


Вернуться к оглавлению

Принцип действия этих средств

Малорастворимые присадки из молибдена в моторное масло действуют по принципу, схожему с графитовыми добавками и основанному на пластинчатой слоистой структуре добавок. В состав молекул дисульфида молибдена MoS2 входит один атом молибдена, с которым прочно связаны два атома серы, размеры которых можно сопоставить с размерами атомов металлов, что позволяет сере прочно закрепляется на металлических поверхностях трущихся деталей (поршней или подшипников). Соединение молибдена с серой является достаточно крепким, тогда как соединение частиц серы в близлежащих молекулах является, напротив, слабым.

В результате добавления дисульфида молибдена в смазочный материал происходит покрытие обеих трущихся металлических поверхностей защитным слоем, состоящим из молекул данного вещества, свободно скользящих по отношению друг к другу. Это позволяет исключить прямой контакт металлов между собой, значительно уменьшить трение и перегревание деталей на участках, где оно присутствует, особенно – в случае экстремальных нагрузок, что существенно снижает изнашивание металлических деталей.

Присадка с дисульфидом молибдена

Молибденовая добавка

Стабилизация дисульфида молибдена происходит в моторных маслах достаточно хорошо, что обеспечивает поддержание взвешенного состояния вещества в течение всего срока службы, предотвращая самопроизвольное оседание на поверхности двигателей, включая гидрокомпенсаторы. Защитная пленка данного вещества обладает ничтожно малой толщиной по сравнению с рабочими зазорами мотора, что позволяет ей не поддерживать свободу циркуляции масла.
Вернуться к содержанию


Вернуться к оглавлению

Нюансы, о которых следует знать

Формирование пленки происходит не бесконечно: после того, как она образуется первый раз, наступает период равновесия, в течение которого уравниваются скорости наращивания и изнашивания слоя защиты. Это может произойти только при постоянном использовании масла с данной добавкой, поскольку только его перманентное присутствие в системе может поддерживать такое равновесие, обеспечивая снижение трения и изнашивание двигателя. В случае перехода на традиционные масла происходит снашивание молибденовой пленки, вместе с которой исчезают и противоизносные, антифрикционные, и противозадирные качества присадки.

При добавлении дисульфида молибдена в различные консистентные смазки, основанные, например, на литии, получается синергетический эффект, при котором за счет молекул вещества поверхностях металлов образуется второй слой смазки, начинающий действовать, когда перестает работать обычная смазка, что может произойти, например, в случае ударных нагрузок.

Так, благодаря внедрению MoS2 в смазки удалось реализовать такое популярное на сегодняшний день техническое решение как шарниры с равными угловыми скоростями (ШРУС).
Вернуться к содержанию