Смазочные материалы появились с момента изобретения первого колеса. С течением времени наука стремительно шагала вперед, изменялись и смазочные материалы, а также отношение к ним. Сегодня моторные масла являются незаменимым атрибутом современного автомобиля, позволяющим надолго сохранить двигатель в рабочем состоянии. Но рабочие функции каждого типа масла отличаются друг от друга, редко когда все они совмещены воедино. Здесь, как правило, совершенно разная и температура застывания, и температура кипения масла.
Функции масел
В прежние годы смазочные жидкости позволяли лишь немного обеспечить защиту элементов силового агрегата от трения. Теперь созданы такие уникальные технологии, которые позволяют маслу одновременно выполнять несколько функций:
- защиту от перегрева;
- защиту от деформаций, происходящих в ходе трения деталей;
- очистку деталей двигателя;
- облегчение холодного пуска;
- защиту в морозное время.
И поэтому очень важно при выборе смазочных материалов обращать внимание на маркировку, указывающую технические возможности продукта, и делать выбор уже исходя из ваших предпочтений. Базовые масла — наиболее дешевые, универсальные, но они не смогут быть эффективны в экстремальных дорожных условиях, в этом случае более рентабельно использовать так называемые высокотемпературные смазки.
Высокотемпературные смазки обладают улучшенными характеристиками, и у них наблюдается повышенная температура кипения. Поговорим о моторном масле и о наиболее актуальных вопросах, связанных с этой темой, в частности, о технических свойствах, которые следует знать каждому автовладельцу, желающему стать другом своему автомобилю.
Классификация смазочных материалов
В автомагазинах представлен широчайший ассортимент масел, с одной стороны — очень хорошая тенденция, но с другой… Он вынуждает покупателя теряться в догадках, какое же конкретно ему нужно, и отвечать на вопрос, есть ли разница в качестве, или разница заключается только в цене. Ответ прост, разница есть и очень ощутимая. Масло делится на три категории:
- летнее;
- зимнее;
- межсезонное.
Каждый из этих видов имеет свои характеристики, плюсы и минусы, особенности, которые необходимо учитывать водителю. Летнее масло более вязкое, оно хорошо заполняет мелкие дефекты, трещинки в двигателе, которые встречаются довольно часто и дают неприятные протечки. Летнее масло эффективно при интенсивной работе двигателя, является надежной защитой в условиях экстремальной июльской жары.
Но при наступлении морозов, когда температурная шкала опускается ниже 0 °С, все технические свойства масла попросту теряются, наступает температура застывания, когда смазочная жидкость не годна ни на что, ее даже нельзя перелить из одной канистры в другую. Зимние виды смазки решают эту проблему. Температура застывания у каждого типа разная, она может варьироваться от -5 до -50 °С, в зависимости от количества присадок, делающих масло более эффективным, качественным, более вязким.
И, наконец, третий вид, межсезонное. Этот вариант аналогичен межсезонным шинам, которые, как гласит упаковка и богатая реклама, одинаково эффективны как на зимней, заснеженной, обледенелой дороге, так и летом. Но это, как правило, только на словах. На деле все обстоит совершенно иначе. Как шины, так и масло, должно быть разным по сезону, его необходимо менять дважды в год.
В противном случае вы не получите должной защиты для своего двигателя. Межсезонка хорошая для ленивых автовладельцев, ее можно использовать лишь в крайних случаях, но если вы заботитесь о здоровье своего автомобиля, то от этого варианта лучше отказаться. Хотя в последнее время на рынке стали появляться новые виды, стоит сразу отметить, достаточно дорогие.
Они практически соответствуют заявленным возможностям: температура застывания масла, повышенная температура кипения. Но все равно они значительно уступают каждому отдельному типу, летнему и зимнему, и межсезонка тяготеет к летнему варианту, так как по техническим свойствам очень схожа с ним.
Технические свойства
Говоря о смазочных продуктах, стоит подробнее рассмотреть такой важный вопрос, как их технические свойства. Первым из них являются низкотемпературные показатели, или как это еще называется, температура застывания. Что это такое? Это температура, при которой смазочный продукт теряет свойство текучести. После застывания масла идет процесс затвердевания. Такое происходит в результате кристаллизации солей, входящих в его химический состав.
На упаковке всегда указаны эти параметры замерзания и затвердевания смазки, на которые обязательно следует обращать свое внимание при покупке. Показатель вспышки масла — это температура, при которой масло из текучего состояния переходит в состояние воспламенения. Такое происходит в результате экстремальной работы двигателя, при езде на критических скоростях, на плохих дорогах, в непростых температурных условиях.
Тогда температура кипения выходит за допустимые нормы и происходит вспышка, которая, разумеется, не влияет на двигатель положительно. Поэтому, зная свой стиль вождения и представляя перечень потребностей к маслу, во время покупки обратите внимания какая температура вспышки у масла. Базовые варианты смазки не могут гарантировать отсутствие воспламенения уже при температуре в 100 °С, тогда как высокотемпературные — действенны при 150 °С и выше.
Зольность. Масляные продукты состоят из различных солей и минералов. Так как химический состав каждого типа смазки разный, то и параметр зольности разный. Зольность — это образование нагара, золы в ходе испарения масляных жидкостей. Конечно, этот нагар со временем создает не самый лучший фон для двигателя, и тогда он нуждается в хорошей чистке. Процент зольности зависит от качества масла, а также от количества присадок.
С одной стороны, наличие присадок — это очень хорошо, они расширяют функциональность продукта, повышают качество, вязкость. Но с другой — они как раз и становятся той зловредной причиной, которая со временем приводит к негативным последствиям. На настоящий момент существует нормативный коэффициент допустимой зольности, выше которого он не имеет права быть, так как в таком случае масло станет ядовитой, гремучей смесью для двигателя и не защитит, а убьет его раньше срока. На этот параметр также следует обращать свое пристальное внимание.
Свойства высокотемпературных смазок
Высокотемпературные смазки — это моторные масла повышенного качества, обладающие лучшими характеристиками, расширенными возможностями. Особенность высокотемпературной смазки заключается в том, что она остается эффективной, даже когда температурная шкала перешла допустимые пределы, когда базовое масло не выдерживает нагрузки. Вот почему на спортивных ралли используют исключительно высокотемпературные масла.
Такие типы смазок представлены множеством видов, и каждый из них предназначен для определенной сферы применения. Так, например, наиболее распространенная на территории Российской Федерации «Элма» используется, когда работа подшипников происходит при температурах от 240 до 320 °С. Это очень высокий температурный показатель, требующий серьезной защиты.
Такая смазка изготавливается из смеси перфторполиэфира, синтетических загустителей и других веществ, минералов, солей. В едином целом создается надежная, устойчивая практически к любым нагрузкам, сверхпрочная масляная пленка, которая берет на себя все удары, происходящие в ходе трения деталей, защищает от перегрева и увеличивает срок эксплуатации мотора.
Другой, не менее популярный вид высокотемпературки, «Изумруд», обладает немного другими свойствами. Этот продукт используется в несколько менее агрессивных температурных условиях, не выше 250 °С, но зато способен защищать детали двигателя от коррозии, славится очищающим свойством.
Кроме того, масло эффективно при значительных отрицательных температурах, его можно использовать до отметки в -130 °С. Европейских аналогов «Изумруду» не существует, и тут стоит отдать должное предприимчивым, смекалистым специалистам нашей страны.
На рынке существуют и другие виды высокотемпературного моторного масла. Все они отличаются по интервалу шкалы технических свойств, по сфере назначения, по наличию или отсутствию дополнительных присадок, сроку годности (от 2 до 5 лет) и цене.