В коробках передач автомобилей, имеющих классическую компоновку, необходимо использовать специальное минеральное, синтетическое либо полусинтетическое трансмиссионное масло, при необходимости – гипоидное. То же касается и полноприводных, а также некоторых моделей переднеприводных машин. Выбирая смазку для них, нужно учитывать два фактора:
- удельные нагрузки, которые действуют на механизм;
- скорость относительного скольжения.
В зависимости от этих условий подбираются составы, различные по вязкости и числу добавок. В первую очередь это касается противозадирных присадок. Они содержат в себе соединения серы, которые в экстремальных режимах приводят к модификации металлов. Таким образом поверхностность деталей не вырывается, создавая задиры, а преобразуется в пленку. Затем она становится продуктом износа. И хотя металл в ходе преобразований разъедается, общий уровень износа уменьшается.
Химические модификации позволяют снизить износ чугуна и стали. Цветные металлы синхронизаторов плохо совместимы с соединениями серы. Поэтому при их воздействии изнашиваются быстрее.
Классификации смазок
Сейчас в машинах используются трансмиссионные смазочные вещества, которые относят:
- по мировой классификации – к классам GL-4,GL-5;
- по российскому стандарту – ТМ-4, ТМ-5;
- универсальное масло – маркируется как GL-4/5.
Трансмиссионное масло класса ТМ-5 по составу может принадлежать к одной из трех подкатегорий.
- SAE 85W90 – например, минеральное масло «Рексол ТМ-5/18», «Норси», «Лукойл ТМ-5/18».
- SAE 80W90 – куда менее густые «минералки»: «Велс ТМ», «Спектрол-Форвард», MobilMobilube HD и пр.
- SAE 75w90 – синтетические и полусинтетические смазки, например, ВР Energear SGX, Teboil EP, Motulgear.
GL-4 (по стандарту API) применяется для агрегатов переднеприводных вазовских авто. GL-5 можно залить в КПП всех прочих российских машин. Подбор трансмиссионного масла по марке автомобиля иностранного производства можно осуществить, ознакомившись с руководством по эксплуатации машины.
Существует мнение, что составы GL-5 выше по качеству, чем аналоги типа GL-4. На самом деле это не соответствует действительности. Данные виды просто разные.
Вязкость смазочной жидкости
Уровень эксплуатационных качеств не является единственным критерием выбора. Необходимо учитывать и то, какую вязкость имеет масло. Составы, данный параметр которых при +100 градусах составляет не меньше 24 мм²/с, иными словами, типа SAE 140, применимы только в условиях жаркого климата. В умеренной зоне необходимо пользоваться классом 90. Рациональнее всего приобретать всесезонную смазку, обладающую следующими индексами:
- 75w90 – позволяет без труда завести мотор даже в самые суровые морозы;
- 80W-90 – подобное трансмиссионное масло универсально;
- 85W-90 – такой состав не очень годится для низких температур.
Если применять трансмиссионное смазочное вещество российского производства, это приведет к быстрому изнашиванию синхронизаторов. Именно поэтому в коробках переднеприводных вазовских авто желательно использовать масло класса GL-4 или API GL-4-5. Вязкость состава может быть 75W-80 или 80W-85.
Если проводится замена трансмиссионного масла, не рекомендуется заливать в КПП отечественных авто смазку, имеющую высокие показатели вязкости. Чем они больше, тем масляная пленка прочнее. Однако доступ масла к элементам коробки передач при этом становится хуже. Кроме того, слишком вязкий состав затруднит эксплуатацию синхронизаторов. Они будут постоянно выдавливать лишнюю смазку.
Применение трансмиссионных масел
Трансмиссионное масло применяется при смазывании множества узлов и агрегатов автомобиля, участвующих в передаче крутящего момента, осуществляемой либо за счет самой смазки, либо через зубчатые передачи. Основная задача, которую выполняет масло трансмиссионное, заключается в смазывании трущихся поверхностей. Применение смазки для КПП обеспечивает возможность успешного решения целого ряда задач:
- образование пленки высокой прочности, предотвращающей изнашивание деталей и компонентов, подверженных трению;
- эффективное отведение тепловой энергии;
- защита от коррозии;
- снижение ударных нагрузок, возникающих на взаимодействующих между собой шестернях.
Замена масла в трансмиссии требуется значительно реже, чем в случае смазки, заливаемой в двигатель, но это также важнейшая и необходимая процедура, планируя которую, нужно понимать, как отличить моторное масло от трансмиссионного. Необходимо учитывать, что иногда полная замена трансмиссионного масла не предусмотрена производителем. При эксплуатации целого ряда автомобилей, оснащенных механической КПП, требуется лишь время от времени проверять уровень смазки, и в случае недостаточного ее объема – доливать необходимое количество.
Определить конкретный срок замену смазки в трансмиссии можно в технической документации к машине, учитывая при этом ряд факторов – например, эксплуатационные и климатические условия, тип КПП и т. д. Если говорить об автоматических коробках, обычно трансмиссионное масло следует менять после каждых 90 000 км пробега, а в МКПП – каждые 100 000 км. Во избежание вреда для автомобиля заливаться должны только оригинальные масла, рекомендованные производителем.