Снизить трение деталей в двигателях и коробках передач – посильная задача


Содержание

  1. Присадки, уменьшающие трение
  2. Прежде чем использовать присадку

Детали и трение
Трение деталей

Автомобилисты нередко сталкиваются с проблемой износа трущихся поверхностей в механизмах двигателей и трансмиссии. Конечно, металлические поверхности со временем стираются, на них появляются сколы и задиры, ведь при включенном моторе они постоянно двигаются и постепенно повреждаются в той или иной степени. Практически каждый владелец транспортного средства передвижения пытается решить данную проблему за счет защиты важных механизмов от избыточного трения при помощи их смазывания моторными и трансмиссионными маслами. Конечно, без этих эластичных жидкостей авто как таковое тоже может работать, но очень недолго. Как правило, залитого масла хватает на достаточно продолжительные периоды, но и оно не защищает трущиеся поверхности на все 100%. В принципе, такой уровень защиты не способно обеспечить ни одно из известных веществ, ведь, по сути, ничто не вечно. Тем не менее, есть специальные средства, добавляющиеся в смазочные материалы, способные заметно повысить стойкость деталей к различным проявлениям износа. Это присадки в масло для снижения трения.

Большинство подобных препаратов в виде гелей, порошков и текучих жидкостей в небольшом количестве добавляются в смазки с различными целями, подразумевающими уменьшение опасного трения. Именно поэтому такие присадки, хоть их классификация и является достаточно условной, не относят к отдельному виду «снижающих трение». Дело в том, что каждая из них представляет собой более-менее эффективное вспомогательное «лекарство», действующее по конкретному принципу. То есть главной их функцией представляется не снижение трения, а устранение различных проблем, которые могут вызывать его увеличение.

Присадки, уменьшающие трение

Название таких средств происходит преимущественно от их практического предназначения. Причин увеличения трения между металлическими поверхностями в автомобиле может быть много. Наиболее распространенная – загрязнение масел. Проще говоря, смазочные жидкости подвержены различным окислительным процессам, в результате которых в них образуется большое количество нерастворимых кристаллизованных частиц, оседающих на деталях в виде лаковых или сажистых отложений. В свою очередь, при трении механизмов, покрытых подобными осадками, разрывается масляная пленка, и металлы начинают попросту стираться друг об друга. Тогда появляется характерный скрежет или назойливый стук – сигнал тревоги для автолюбителя.

Против трения и износа
Присадка снижающая и износ

Порой сила трения увеличивается настолько, что двигатель просто не может не сломаться. В таком случае можно воспользоваться несколькими присадками, оказывающими серьезное противодействие образованию в маслах осадков. В моторную или трансмиссионную смазку можно добавить антиокислительное средство. В допустимом количестве, находясь в масле, уже через пару сотен километров пробега такие добавки гарантированно повысят стойкость масла к процессам окисления.

Более действенным способом предотвращения образования осадков в маслах считается применение детергентных средств. Их принцип действия подразумевает под собой не только лишь обеспечение антиокисления смазок, но и расщепления крупных твердых накоплений до маслорастворимых. Кроме того, моющие присадки создают внутри масла некую кислотно-щелочную среду, безопасную для деталей, и не позволяющую возникать новым накоплениям.

Иной причиной чрезмерного трения механизмов МКПП, АКПП и ДВС может быть истощение масляной пленки. Наверное, каждому водителю, эксплуатирующему свой транспорт в условиях умеренного или сурового климата известна проблема «холодного старта». Все потому что при низких температурах любая моторная или трансмиссионная смазка имеет свойство загущаться. Следовательно, ее смазывающие свойства заметно страдают от этого. То же самое происходит и при высоких температурных режимах, а также при перегревах механизмов — тогда масло сжижается, а его текучесть увеличивается. В обоих случаях масляная пленка становится менее или более эластичной, чем требуется, в результате подвижные детали испытывают «смазочный голод». Некоторые водители, дабы не допустить подобного используют всесезонные масла, температурные характеристики которых остаются прежними как зимой, так и летом. Однако автомобилисты и сами могут создать такую массу из самой обыкновенной путем добавления стабилизирующих присадок. К слову, сами производители в процессе изготовления своих продуктов не пренебрегают добавлением вспомогательных загущающих и сжижающих веществ, так и получаются эти демисезонные смазки.

Возвращаясь к разрыву масляной поверхности осадочными частицами, следует также упомянуть, что кроме детергентных присадок, устраняющих проблему трения, стоит употребить и средства, восстанавливающие целостность эластичных пленок. В большинстве случаев, как профилактические препараты, они не применяются, ибо их использование оправдывает затраченные на них средства лишь в случае крайней необходимости.

Сто-течь для масла
Присадка устраняющая течь масла

И последняя причина масляного голодания движущихся механизмов авто, и как результат повышения трения между ними – течь. В основном она наступает вследствие разъедания кислотами герметизирующих прокладок и сальников. Конечно в данном случае, эти эластичные устройства лучше сразу заменить. Однако подобный ремонт можно и отложить на неопределенные сроки, ведь устранить течь смазки можно и посредством добавления в нее присадок, восстанавливающих резиновые и пластиковые поверхности. Активные добавки, содержащиеся в них, способны увеличить поврежденную прокладку в объеме. Собственно, так течь и устраняется. Однако они могут заставить резину или пластик разбухнуть лишь немного, поэтому этого будет достаточно лишь в том случае, если прокладка или сальник имеют преимущественно незначительные повреждения.

В целом, присадки, уменьшающие трение, являются весьма эффективными препаратами, благодаря которым можно обеспечить надежный уровень защиты металлическим поверхностям деталей внутренних механизмов авто от преждевременного износа.

Однако их использование может сопровождаться рядом отрицательных побочных эффектов, которые возникают в результате неправильного применения присадок.
Вернуться к содержанию

Прежде чем использовать присадку

Перед тем как использовать добавку на своем масле, следует знать, что эти препараты достаточно капризны. К сожалению, до сих пор нет ни одного известного вещества, которое бы могло подойти практически любой смазке. Так есть присадки, применяющиеся либо исключительно для масел трансмиссионных, либо — для моторных. В свою очередь, первые делятся на те, применять которые можно или в смазках для АКПП, или только для МКПП. Та же ситуация и с моторными жидкостями: существуют средства, предназначающиеся для добавления в масла, которые заливаются в дизельные движки или строго в бензиновые, эффективные в синтетических смазках, либо в минеральных. В общем, это именно те нюансы, о которых не следует забывать. Но это еще не все.

Кондиционер металла
Победитель трения ER

Дело в том, что некоторые монофункциональные средства плохо сочетаются друг с другом. Так моющие присадки конфликтируют с антидымными и наоборот, и таких случаев достаточно много. Вообще, достичь гармонии посредством добавления в масла таковых трудно. Более того, в домашних условиях выполнить это практически невозможно. Специалисты рекомендуют применять многофункциональные комплексные средства, чтобы избежать неудачи. Просто, в них уже содержится соединение из нескольких присадок, не конфликтирующих между собой. Но и к их приобретению следует отнестись крайне ответственно и осторожно.

Изготовители смазывающих жидкостей, предлагая нам высококачественный товар, подразумевают продажу масел, напичканными всеми необходимыми добавками заранее. Следовательно, добавлять противоизносные и любые другие препараты в такую продукцию, если она новая, настоятельно не советуется.

Просто таким образом автомобилист обеспечит его смазке передозировку, которая обычно ни к чему хорошему не приводит. Конечно, это не означает, что употребление присадок в данном случае лучше вовсе ограничить. Так, эксперименты с такими вспомогательными средствами можно проводить только тогда, когда масло еще нельзя считать отработанным, но заявленные производителем функции оно уже практически не выполняет. Так же применение присадок для устранения избыточного трения оправдывает себя на низкокачественных смазочных материалах.
Вернуться к содержанию

Ссылка на основную публикацию