Нет сомнений в том, что смазку главного автомобильного агрегата нужно периодически менять. Об этом информируют производители автомобилей, напоминают мастера автосервисов. Сомнения возникают по другому поводу. До конца неясно, нужно ли при этом мотор промывать, очищая от старого смазочного вещества. Если да, то стоит использовать промывочные масла или другие способы.
Теоретически при нормальной работе в оптимальных условиях двигатель внутри загрязняться не должен. Важно своевременно и качественно обслуживать машину. И заливать в неё одно и то же масло, рекомендованное производителем. Подходящий для данного движка состав смазочного вещества в процессе работы совершает постоянную очистку. То есть в дополнительной промывке мотора нет нужды.
На практике всё несколько иначе. Тяжелые условия эксплуатации автомобиля на наших дорогах отражаются на свойствах залитой смазки. Заливаемое в масло может разниться по составу либо не подходить для двигателя конкретного авто. Тогда проблема очистки стоит весьма актуально.
Откуда берется грязь в моторе?
Вот основные факторы, вызывающие появление внутри двигателя вредных для него химических образований.
- Используется масло низкого качества.
Применяемая смазка не подходит для данного типа двигателя. - Работа мотора во время кратковременных поездок при минусовых атмосферных температурах. При этом масло и двигатель не успевают как следует разогреться. Газы прорываются через поршневые кольца. Водяные пары из газов оседают на непрогретые стенки движка как конденсат.
- Плохо отрегулирована система подачи топлива. При этом обогащенная смесь внутри камеры сгорания образует нагары. От них масло становится темным, почти черным.
- Применяемое моторное вещество не содержит достаточного количества необходимых моющих присадок.
В процессе загрязнения в маслах образуются продукты разложения как следствие термических изменений. При трении друг о друга механических частей мотора мелкие частицы металла ссыпаются в двигатель и попадают в смазку. Продукты распада химических веществ смешиваются с ними, оседая на стенках цилиндров как накипь из вредных смол, нагара, твердых и пастовидных образований. Формирование внутри мотора вредных веществ может нанести ему непоправимый урон.
Вот какая цепочка повреждений может возникнуть, если твердые частицы металла движущихся частей мотора попадают на масло:
- система смазки разнесет их по каналам, где они могут повредить детали трущихся пар;
- это скажется на работе гидротолкателей;
- забивая собой узкие каналы внутри двигателя, вредные металлические частицы будут мешать смазке поступать в него;
- без смазки останутся подшипники турбокомпрессора;
- повреждение других узлов практически непредсказуемо.
Чтобы двигатель служил долго и надежно, его обязательно следует периодически очищать с помощью промывки!
Моющие присадки, которые содержит моторное вещество хорошего качества, не способны полностью решить проблему загрязнения двигателя. Они частично удерживают твердые частицы от оседания на стенках рабочих поверхностей. Но это, скорей, вспомогательная мера.
Как смывать загрязнения?
Когда автолюбитель осознал необходимость очистки мотора, ему остается выбрать метод совершения данной операции. Для удаления налетов есть несколько способов:
- использование промывочного масла;
- чистка движка автомобиля вручную;
- очищение моторным составом;
- чистка с помощью «пятиминуток».
Всем методы имеют свои преимущества и недостатки. Промывка движка вручную – эффективный способ очистки. Но доступен он не каждому. Нужен гараж, а он есть не у всех. И нужно достаточно хорошо разбираться в деталях двигателя. Ведь предстоит не только все их разобрать и почистить, но потом собрать так, чтобы агрегат заработал. Без специальных знаний, навыков тут не обойтись. К тому же способ этот весьма трудоемкий.
Конечно, если двигатель очень грязный, ручная промывка – единственный выход. Но при отсутствии необходимых умений поручить это следует профессионалам автосервиса.
Обычное моторное смазочное средство также используют для очистки движка. Делается такая промывка довольно просто. В мотор заливается то же масло, что и всегда. Затем накатывается около тысячи километров, после чего смазка сливается. Снова заливается моторное средство, автомобиль опять прогоняется на то же расстояние, масло меняется.
И так несколько раз. Моющие свойства смазки каждый раз срабатывают по максимуму. Сливаемое многократно масло выносит с собой оторвавшиеся вредные частички. Недостатки этого метода в том, что моторное вещество обладает низкой промывочной способностью. Оно не может снять плотные отложения со стенок движка. Еще один минус в том, что совершать данную процедуру надо не два или три раза, а многократно. Эффективность метода чрезвычайно мала, а затраты времени и средств весьма существенные.
Некоторые для промывки мотора применяют так называемые «пятиминутки». Они заливаются в старое масло перед его заменой. Затем нужно завести двигатель на время, указанное в инструкции. Это может быть действительно 5 минут, а могут оказаться все двадцать. Рекомендации по применению таких средств надо выполнять тщательно.
«Пятиминутки» – довольно агрессивная среда. Попадая в старое масло перед заливкой нового, эти вещества старательно отдирают грязь от стенок движка. Шлам попадает в отработанную смазку, и так уже перенасыщенную загрязнениями. Поэтому она не в состоянии растворить все отложения и вынести их из агрегата при сливе. Это может сделать только специальное промывочное вещество. «Пятиминутки» можно применять при сильном загрязнении мотора, но работать с ними следует всегда с осторожностью.
Метод номер один
Способ, который чаще всего рекомендуется для промывки движка, – очистка его специально предназначенными для этого составами. Промывочные средства весьма популярны у нас в стране. А вот за рубежом жидкости для промывки особым спросом не пользуются.
Сделаны они на основе дешевой минералки, к которой примешаны противоизносные и моющие присадки. Процент добавок ниже, чем в моторном масле. Но это не мешает промывочному веществу выполнять поставленную перед ним задачу. При сливе старой смазки внутри мотора всегда сохраняется её несмываемый остаток. Вынести его из движка и призвано промывочное средство.
Механизм промывки таков. Заводим машину, гоняем мотор вхолостую около 20 минут. Сливаем старое моторное средство и вливаем промывочную минералку. Объем равен тому, что указан производителем для смазочной жидкости. Снова гоняем двигатель на холостом ходу около двадцати минут. Затем сливаем промывочное средство и заливаем свежую моторную смазку. Процедура завершена. Просто, дешево, эффективно.
При замене отработанной моторной смазки на новую обязательно нужно поставить новый масляный фильтр!
Характеристики и задачи очищающих средств
Средства для промывания двигателей обязательно проходят оценку качества. Суть экспертизы – выяснить степень очищения двигателя при помощи данной жидкости. Все средства для промывания движка должны совершать внутри него последовательно три основных действия:
- растворять;
- измельчать;
- стабилизировать.
1 этап. Как только жидкости попадают внутрь мотора, они растворяют отложения, прилипшие к стенкам. Растворенная грязь уходит из двигателя вместе с потоком промывочного средства. При экспертизах в качестве «грязи» используется битум, смываемый потоком очищающей жидкости с металлической пластины. Оценка делается по методу МКО 26-91 .
2 этап. Содранные со стенок вредные частицы масло должно как следует измельчить до состояния суспензии. Опыты проводятся по методу бумажной хроматографии МКО 27-91. В данном случае битум заменяют техническим углеродом.
3 этап. Стабилизирующее свойство средства очищения движка – самое сложное для измерения. С помощью метода МКО 28-91 делают коктейль из углеродной смеси и масла. Измеряют оптическую плотность соединения. Хорошо взбалтывают коктейль с помощью центрифуги. Вновь измеряют оптическую плотность. Сравнивают с первым показателем. Наибольшая стабильность раствора достигается при наименьшей разнице двух значений. Лучшим признается очищающее средство, имеющее равные показатели по всем трем свойствам.
Перед тем как осуществить промывку мотору, следует уточнить:
- степень загрязнения движка;
- историю мотора – сколько ему лет, какая смазка была в нем прежде, как давно она залита и прочее. Если мотор совсем новый, то никакие промывки ему пока не нужны;
- учесть режим эксплуатации авто.
Делайте промывание двигателя, только когда имеете для этого веские причины!
Порой двигатель моют перед сменой марки масла или при долгом использовании долго одного и того же вида смазки. Чистить мотор следует при покупке подержанной машины. Обязательно нужно делать промывки при аварийных ситуациях. И всегда подходить к вопросу очистки взвешенно. Ведь это касается вашей любимой машины и вашей безопасности.