Трансмиссионная масло и его вязкость – что важно знать об этой характеристике?

(12.06.13) Гена
Недавно отец послал меня на рынок за трансмиссионной смазкой, а за какой именно, не сказал. Увидел я ассортимент – и сразу в ступор. Продавец, естественно, отреагировал: какая, говорит, нужна? А я ни сном, ни духом. «Хотя бы вязкость скажи!» В общем, домой вернулся без ничего, отец, конечно, расстроился. Что это вообще за масла-то такие? И что такое вязкость трансмиссионного масла?

Трансмиссионная смазка
Вязкость трансмиссионного масла

Начнем с главного! Вязкость любого смазочного материала, применяющегося для отдельных деталей в автомобилях, является одной из самых важных характеристик, в том числе это касается и трансмиссионной смазки. От показателя вязкости зависит многое. Такая смазочная жидкость используется в коробках передач, ведущих и промежуточных мостах, раздаточных коробках, реечных и червячных передачах рулевого управления. В первую очередь, эти смазки значительно уменьшают трение между отдельными деталями, что просто необходимо для нормального функционирования механизмов автомобиля, и это не говоря об их других полезных свойствах. Благодаря воздействию трансмиссионных масел обеспечивается высокая работоспособность передач карданных, шаровых опор и шарниров рулевой тяги.

В свою очередь, вязкостные свойства масла влияют и на другие его физико-химические особенности. Чем выше их коэффициент, тем прочнее масляная пленка, но агрегатная мощность при этом падает. Такая смазка на морозе густеет. Меньшая вязкость смазки — это, соответственно, меньшие потери вышеупомянутой мощности при внутреннем трении, однако, в этом случае масляная плёнка не столь прочна, да и достичь герметичности узла, используя трансмиссионную смазку с небольшой вязкостью, более проблематично. И все же, преимущество такой смазочной жидкости в том, что механизмы силовой передачи в холодное время года не нужно будет разогревать, прежде чем приступить к движению.

Отечественная классификация таких средств по вязкости базируется на принятом ГОСТ-17479. 2-85. Тем не менее, производители зачастую указывают значение данного параметра на упаковке по международной классификации SAE, потому что температурные рамки применения смазочных жидкостей по ГОСТ определить не так уж и легко. К примеру, SAE J360 по этому показателю выделяет летние и зимние трансмиссионные смазки: первые обозначаются двухзначным числом, а вторые – так же (или с трехзначным числом), но с W на конце (80, 80W). Демисезонным смазочным жидкостям соответствует последнее обозначение с дополнением ещё одного, двух- или трехзначного числа через дефис (75W-90).

Ссылка на основную публикацию