Полусинтетическое масло 10w40 является самым востребованным на российском рынке смазывающих материалов для автомобильных двигателей. Но прежде чем слепо следовать настроениям большинства, все-таки нужно разобраться, почему сложилась такая ситуация. Масло — это важнейший элемент двигателя вашей машины. Двигатель внутреннего сгорания — это среда с повышенными стрессовыми условиями, и для его безопасной и точной работы нужно внимательно отнестись к выбору смазки. И нет никакой разницы, владеете ли вы стареньким отечественным автомобилем или только купили блестящую иномарку.
Забота о двигателе начинается с подбора и правильной эксплуатации моторного масла. При взгляде на витрину автомобильного магазина у новичка, как правило, возникает легкий ступор. Сотни наименований, десятки фирм производителей, а выбрать нужно одно, то самое, которое подойдет двигателю именно вашей машины. Неправильный выбор масла чреват частыми визитами к механику.
Вы можете просто разрушить двигатель, да и платить бешеные деньги за неисправности, которые вызваны вашей некомпетентностью, тоже не особо приятно. Разновидностей моторных масел 10w 40 на российском рынке очень много. Более 40 фирм из разных уголков земного шара готовы осчастливить автолюбителя своей продукцией. Цены разнятся от 4 до 20 долларов за литр.
Виды моторных масел
Итак, разберемся, что в названии масла 10w40 значат цифры и стоит ли вам использовать эту смазочную жидкость. Моторные масла бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Последние — это смесь минеральной смазки и синтетических присадок. Их процент зависит от задач, которые ставятся перед конкретным видом масла.
Минеральные масла — продукт рафинирования и дистилляции нефти. Эти продукты очень дешевые и более вязкие по сравнению с синтетическими аналогами. Однако быстро теряют свои характеристики, особенно в суровых эксплуатационных условиях. Поэтому такой тип моторных масел требует частой замены. Они отлично подходят для отечественных моторов, особенно с большим пробегом. Еще один параметр «минералки», о котором нужно знать — это содержание серы. В любом минеральном моторном масле содержится сера, чем ее больше, тем больше нагара и отложений на деталях двигателя. А это дополнительный расход на их удаление.
Синтетические масла. Производные этилена, который получают либо органически синтезируя из природной нефти, либо выделяя напрямую из природного газа. Этот процесс более сложный, но и более управляемый. В результате получаются смазывающие жидкости с очень точными заданными характеристиками. Они более устойчивы к испарению, практически не оставляют отложений во время эксплуатации и рассчитаны на более широкий температурный диапазон работы, нежели минеральные аналоги.
Полусинтетические масла. В минеральную основу при синтезе добавляются всевозможные синтетические присадки, позволяющие изменить многие характеристики минеральных масел в лучшую сторону и получить более дешевый по сравнению с синтетикой продукт.
Полусинтетические масла — это своего рода золотая середина между минеральными и синтетическими моторными смазками, именно к ним и относится масло автомобильное класса 10w40.
Классификация смазочных материалов
SAE (Society of Automobile Engineers) — американское общество автомобильных инженеров, с легкой руки которого принято маркировать и классифицировать моторные смазки. Следует запомнить, что SAE ничего не производит. Его призвание — стандартизировать принятое в мировой практике разделение моторных смазок по характеристике вязкости для использования в тех или иных условиях окружающей среды. Включает в себя 4 параметра, которые составляют степень вязкости масла при его эксплуатации на различных стадиях работы двигателя и в различных температурных условиях.
- Кинематическая вязкость. Определение текучести масла при нормальной и оптимальной температурах. Установлено регламентом проводить замеры кинематической вязкости при 40 °С и при 100 °С.
- Пусковые свойства. Определяются сопротивлением масла при запуске холодного двигателя до момента достижения им пусковых оборотов. Как правило, рассчитываются при минусовой температуре. Пусковые свойства определяют работу смазочной жидкости в подшипниках коленчатого вала в момент холодного пуска.
- Прокачиваемость. Показания, которые рассчитываются при определении этой характеристики, реализованы в условиях, когда масло поступает к маслоприемнику из поддона и в маслоприемник насоса в момент холодного старта. Расчет производится в диапазоне температур от -15 °С до -40 °С.
- Вязкость при высокой температуре. Эта характеристика отражает действительную вязкость масла при работе в системе двигателя при больших нагрузках в условиях лета. Температура расчета 150 °С. Отражает износостойкие характеристики масла, потери при трении. Показывает снижение или увеличение экономичности расхода топлива при использовании масла.
Сегодня спецификация SAE содержит 5 зимних и 4 летних класса моторных масел. Зимние определяются наличием буквы «W» (Winter — означает «Зима») после числа.
- 0W- эксплуатация масла допустима при -35…-30 °С;
- 5W- эксплуатация масла допустима при -30…-25 °С;
- 10W- эксплуатация масла допустима при -25…-20 °С;
- 15W- эксплуатация масла допустима при -20…-15 °С;
- 20W- эксплуатация масла допустима при -15…-10 °С.
Летние.
- 30 — эксплуатация масла допустима при +20…-25 °С;
- 40 — эксплуатация масла допустима при +35…-40 °С;
- 50 — эксплуатация масла допустима при +45…-50 °С;
- 60 — эксплуатация масла допустима при +50 °С и выше.
Исходя из приведенных списков, маркировка 10w40 означает, что эта смазка является всесезонным материалом. Маркировка включает и зимний класс — 10w и обозначение летнего класса — 40. Масло 10w 40 одинаково хорошо служит и при температурах от -20 °С и до 35 °С.
Характеристики автомобиля, влияющие на выбор масла
Перед тем как выбирать смазочные материалы, обратитесь к эксплуатационному руководству вашего авто. Производители очень часто рекомендуют тот или иной тип смазки, подходящий для двигателя. Но рекомендации для машины, только сошедшей с конвейера, это одно. И совсем другой случай — выбор правильной смазки для двигателя с пробегом, к тому же прошедшим капитальный ремонт. Итак, при выборе масла обращаем внимание на следующие данные.
- Год выпуска мотора и его тип. Естественно, к году выпуска самого авто это не имеет никакого отношения.
- Условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Они, в свою очередь, делятся на средние и тяжелые. В первом случае — это умеренный климат средней полосы, хорошая городская трасса; во втором — суровый северный или жаркий восточный климат, перевозка тяжелых грузов, песчаное, снежное или грунтовое покрытие трассы. К тяжелым условиям эксплуатации следует также отнести спортивные состязания — гонки, драг-рейсинг.
- Износ двигателя. Эта характеристика может вычисляться, исходя из пробега. Небольшой износ мотора — при пробеге до 75 000 км, средний — до 150 000 км, и при пробеге свыше 250 000 км следует говорить о сильном износе двигателя.
- Материалы, используемые в вашем двигателе, и совместимость с ними конкретного моторного масла.
Кроме этого, выбор смазочной жидкости для двигателя должен отвечать соображениям целесообразности. Если ваш «железный конь» зимует в гараже и выходит на трассу только весной, не стоит заливать в него зимнее масло. Или вы счастливый обладатель автомашины ВАЗ, в которой для изготовления уплотнителей применялась нитрильная резина, растворимая большинством современных синтетических масел.
Классификация смазок Американского Института Нефти
Стандарт классификации и маркировки моторных масел API (American Petroleum Institute) есть не что иное, как двухбуквенный индекс, который сообщает пользователю авто, для какого двигателя лучше всего использовать масло. Первой буквой принято считать обозначение типа мотора. Литерой «S» обозначают бензиновый движок, «C» говорит о двигателе, рассчитанном на дизельное топливо. Вторая буква — это состояние силового агрегата: старый он или новый, турбированный или же без турбины. Список обозначений стандартов API для движков на бензине нижеследующий.
- SC, SD, SE — устаревшие категории. В этих категориях находятся двигатели автомобилей, которые больше не выпускаются и радуют лишь коллекционеров. Моторные масла с подобными маркировками подходят лишь к силовым агрегатам автомобилей, выпускавшихся до 1972 года включительно.
- SF. Смазочные вещества с этой маркировкой подходят для авто, выпускавшихся в период с 1973 по 1988 год.
- SG на упаковке означает, что эти смазки как нельзя лучше подходят для двигателей, выпускавшихся с 1989 по 1994 год. Рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации автомобиля.
- SH — те же тяжелые эксплуатационные условия, но с расчетом на двигатели 1995-96 годов выпуска.
- SJ — отлично подходит для моторов 1997-2000 годов выпуска. Это практически тот же SH, но с увеличенными качествами экономии масла и бензина. Также это масло практически не образует отложений при сгорании.
- SL — идеально подходит для всех современных автомашин до 2004 года. Обладает большой экономичностью, а также бережет горючее.
- SM — смазочные материалы для последних марок, выпускавшихся с 2004 года. Такие смазочные жидкости еще называют SL+ за повышенную стойкость к окислению.
Список обозначений стандартов API для дизельных двигателей.
- CB — авто, выпущенные до 1961 года, раритетные машины, рассчитанные на использование горючего с высоким процентом серы.
- CC — машины до 1983 года выпуска, рассчитанные на работу в суровых условиях эксплуатации.
- CD — все транспортные средства, которые оснащались дизельным движком и выпускались в промежутке с 1983 по 1990 год. Расчет на чрезмерное количество серы и суровые эксплуатационные условия.
- CЕ — масло, созданное для двигателей, оснащенных турбинами. Для машин до 1990 года.
- CF, CG-4 — эта смазка идеальна для турбированных движков, выпускавшихся с 1990 по 1998 год.
- CH-4 — масло узкоспециальное и предназначено для автомашин, выпускавшихся с 1998 года, рассчитанное на нормы токсичности, принятые в США.
- CI-4 — все современные турбированные движки с EGR-клапаном.
- CI-4+ — то же самое, что и предыдущее масло, но с учетом норм токсичности, принятых в США.
Теперь можно говорить, что зная параметры мотора авто и условия, в которых он работает, мы легко сможем подобрать то единственное масло 10 w40 из имеющихся на рынке смазочных материалов, которое подходит именно вашему транспортному средству. Однако, не нужно оставлять без внимания еще один стандарт, принятый в классификации моторных масел.
Стандарты Ассоциации Европейских Автопроизводителей
Согласно ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles) при классификации моторных масел следует учитывать износостойкость. При работе двигателя температурные показатели смазочной жидкости поднимаются до 150 °С. Однако смазка остается весьма вязкой, что обеспечивает большую толщину пленки смазочного состава трущихся поверхностей. Но некоторые азиатские производители оснащают свои моторы тонкими маслопроводами с расчетом на пониженную густоту смазочной жидкости.
Это позволяет сократить толщину пленки, что помогает деталям легче перемещаться и приводит к большей экономии топлива. Моторные масла с пониженной густотой надлежит использовать, только если в руководстве по эксплуатации автомобиля производитель это рекомендует. Однако большинству старых автомашин не требуется подобная смазка, это им может только навредить. Моторные масла из разряда энергосберегающих успешно проходят тесты лишь на новых моделях машин японских производителей.
Классификация смазочных жидкостей по ACEA для автомашин легкового типа представляет собой два знака — букву и цифру. Литера «А» — для бензинового движка, «B» — для дизельного. Чем выше цифра, идущая после буквы, тем совершеннее характеристики масла. Часто через дефис указывают год утверждения стандарта. Масла, маркированные А1, А5, В1, В5, являются энергосберегающими. А2, А3, В2, В3, В4 — для обычных автомобилей.
Смазочное масло 10 w40 выпускается для всех современных категорий легковых автомобилей. Теперь, зная обозначение всех маркировок на емкости с моторным маслом типа 10 w40, вы не ошибетесь в выборе и точно будете знать, какая смазка сохранит мотор вашего «железного коня» от износа.